|
Айгерим Бейсенбаева
Посреди одного из залов музея имени А.Кастеева высится черный войлочный куб, недра которого представляют собой, к удивлению публики, маленький импровизированный кинозал. Заглядываешь в темноту этого необычного павильона и погружаешься в удивительный виртуальный мир Центральной Азии, слитый из традиций и актуального искусства. Музыка, наполняющая стены музея и душу, дарит, как ни странно, очень противоречивые ощущения - то непонятной тревоги, то полного умиротворения
Государственный музей искусств имени А.Кастеева представил вниманию зрителей неординарный выставочный проект - “Медиа-Номад” с программой актуального искусства “Музыкстан”. Подобное синтетическое мероприятие в стенах музея представляется впервые.
Основу проекта составляют современные медиа-направления - видео, созданное известными центральноазиатскими художниками. Работы авторов, наполненные метафорами и аллегорией, затрагивают глобальные темы национальной самоидентификации, политики, и не менее значимые - цикличность времени, поглощение и искажение знаний разных культур единой масс-медийной культурой.
Представьте себе такой видеоряд - обычный алматинский цветочный магазин, но основная идея заключается в музыке. Слова известной композиции группы Depeche Mode “Наслаждайся тишиной” переведены на казахский язык и поются под традиционную восточную музыку, причем оригинальный английский текст, поданный в субтитрах, выглядит, как упрощенный подстрочник. Песня наполняется особым смыслом, и первая мысль при прослушивании: все приходит с Востока, как солнце.
Кроме необычных видеоэкспонатов в рамках мероприятия “Медиа-Номад” представлены работы из фондов музея и проект Гульнур Мукажановой - образцы традиционного ковроткачества, которые несут не свойственную этому направлению серьезную смысловую нагрузку. Изображенные на коврах женщины, прославленные певицы, являются лишь безмолвным изображением, критикующим известный восточный стереотип о бесправности и безмолвии женщины.
Также вниманию зрителей представлена большая программа показа кино, которое демонстрировалось в сквере музея, - “Две эпохи национального самосознания в кино Центральной Азии”.
Подробнее об этом необычном мероприятии рассказала
куратор проекта Юлия Сорокина:
- Данное мероприятие - это слияние двух различных проектов: “Медиа-Номад” и “Музыкстан”.
“Медиа-Номад” - это проект, инициированный мною специально для Музея имени Кастеева, он представляет собой попытку привнести новые направления искусства, медиа, в музейную деятельность - соединение традиций и современности. Главная цель, безусловно, показать зрителям, что традиционное и актуальное искусство не противоречат и не мешают одно другому. Вдумчивый зритель сразу поймет, что эти направления в союзе только взаимно обогащаются.
Явным доказательством этого убеждения может послужить наш войлочный медиа-павильон, установленный в стенах музея. Деревянный каркас, войлок, орнамент - это такой своеобразный символ юрты, хоть и кубической формы. Формат видео предполагает квадратный экран, и потому такая форма удобнее. Но он тоже перемещаем, его можно быстро разобрать и перенести на новое место. Он мобилен, номад. Поэтому он так и назван.
Внутри этого войлочного павильона демонстрируются произведения из проекта “Музыкстан”, который до этого был представлен на Венецианском биеннале в 2007 году.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее, что представлено в рамках проекта “Музыкстан”.
- Представлен в основном видеоарт художников из четырех центрально-азиатских стран: Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Делится к тому же на несколько частей. Собственно, в этом войлочном боксе демонстрируется программа из четырех видео на большом проекторе. А на компьютерах, установленных рядом с павильоном, есть медиотека из произведений тринадцати авторов. Зритель сам может выбрать, что ему посмотреть и послушать.
Проект носит название “Музыкстан” потому, что музыка здесь представлена как объединяющее начало для всех стран Центральной Азии. А самое главное, что в данных произведениях музыка не столько фон, сколько полноправная часть работы. То, что мы слышим, играет важную, концептуальную роль.
- Музыка и видеоряд создавались одновременно?
- Не одновременно, художники использовали музыку как визуальный медиум. Видеоряд создавался под музыку, иногда уже под готовые композиции.
Некоторые авторы сами же писали и музыку к этим произведениям.
Например, диджей Лепешка - это автор из Кыргызстана, ему всего пятнадцать лет, но он сам написал музыку на основе народных песен, сам снял видео, сам же смонтировал - такой талантливый и продвинутый мальчик. Вообще, много таких примеров, когда художники сами писали музыку к своим работам. Либо они ее транслировали по-своему с помощью видеоряда. Очень удачно подано музыкальное произведение в работе Натальи Дю, автора из Караганды. Ее произведение “Хэппистан” побывало на большой выставке в Корее.
Собственно, многие произведения этого проекта объехали весь мир.
- Как были восприняты произведения художников за рубежом?
- Проект вызвал интерес. Вообще, работы центрально-азиатских художников очень актуальны за рубежом. Тех авторов, что регулярно представляют свои творения на различных биеннале и больших выставках, знают, их любят и ждут.
На Международной художественной выставке в рамках Венецианского биеннале мы представляли этот проект, и на открытие нашего центрально-азиатского павильона в таком вот небольшом помещении пришло более пятисот человек. То есть было довольно тесно, но зрители не уходили, не посмотрев все. А вечером мы еще проводили концептуальную вечеринку, на которой выступали художница Алма Менлибаева и диджей Omfo c этнопроизведениями, и зрителей было еще больше, чем на открытии. |