|
Ольга Шишанова
Говорят, трудно определить, что такое французское искусство сегодня. В самой Франции представление об искусстве очень универсальное, а французское мышление давно состоит из коктейля универсальности и открытости ко всему миру. В раздумьях об этом в Астане, в столичной галерее Has Sanat, стартовал персональный вернисаж французского художника Жака Барри, приуроченный к перекрестным культурным сезонам Франции в Казахстане
По признанию самого мэтра искусства Жака Барри, он не раз выставлялся со своими произведениями в Астане, но вот персональная выставка у него в нашем городе, да еще по столь знаменательному поводу - впервые.
Сегодня художник представил вниманию астанчан два цикла своих работ: “Перепись в Вифлееме” и “Зов природы”. Такое решение - выставить именно их - пришло спонтанно, причем большинство картин создано художником за последний год. Как оказалось, для мастера эта выставка - повод рассказать и показать, к чему он пришел как живописец, что он представляет собой на данный момент.
По собственному мнению Барри, которое, впрочем, мало разнится с мнением искусствоведов, его творчество носит знаковый характер - мастер стремится к самой лаконичной форме высказывания. При этом он говорит, что ему порой достаточно следующей формы: один лист, один холст, одно произведение - одно обозначение или изображение. Столь же четко и избирательно Барри выводит своих основных персонажей полотен. Для него это представители нескольких, причем своих - отдельных - миров: животные, растения, определенный круг объектов, фигуры, а точнее даже силуэты людей.
В свою очередь, и животный мир визуализируется им через силуэты-знаки животных, причем для Франции это довольно экзотические персонажи-экземпляры. Это рыбки и носороги, пингвины и черепахи, медведи и бабочки, курицы, верблюды и киты.
Ироничные и притягательные образы его работ известны по всему миру. Они просты и многозначны, почти монохромны и впитали весь спектр цветов.
Отдельные “страницы холстов” у него занимают взаимоотношения людей и котов, правильнее снова сказать - их силуэтов.
Растительный мир у Барри обозначается через деревья, плоды (яблоки, груши), гроздья винограда, листья и цветы. Но только Барри может назвать работу с изображением яблок “Груши”, а там, где нарисованы груши, красуется надпись “Яблоки”.
Это можно, пожалуй, назвать авторским приемом французского художника - сочетание провокативности и стремления одновременно установить визуальное взаимопонимание со зрителем. При этом Барри говорит либо совершенно прямо - обозначив смысл в названии, - либо побуждая зрителя искать смысл, ассоциации, метафоры и проводить параллели самостоятельно. Но мастер при этом нимало не смущается.
Художник очень много внимания уделяет подробному изображению основных мотивов-знаков, постоянно вновь и вновь возвращаясь именно к этим объектам в своих постоянных попытках отражения, визуализации своих рефлексий - чувственных или ироничных, логичных или спонтанных.
“Мои объекты, которые я выбираю для пространства “человеческого” мира, - это двери, вазы, головные уборы коренных жителей Америки, церкви, Эйфелева башня, крепости, облака и даже планеты, - делится Жак Барри. - Что касается человеческих фигур, то женские у меня, как правило, обнажены, мужские - почти всегда одеты”.
Столь же избирателен художник, по его словам, в выборе лаконичных, скупых средств для своей работы.
“Это почти графический выбор цвета даже для живописных работ - один-два, реже три, - говорит он. - Это мой уверенный и быстрый линейный рисунок или силуэтное пятно, скоро прописанный полупрозрачный фон, поверх которого накладывается фактурно-объемный знак, всегда, надеюсь, узнаваемый...”
Действительно, в качестве таких знаков живописец часто использует кого-то из “своих” носорогов или бабочек. Кстати, один из его знаменитых носорогов довольно долго украшал афиши джазового фестиваля в Рив-де-Жьер и схемы ориентирования в городе Сен-Фон, трибуны стадиона на Кубке мира и стену Рабата.
Арт-критики говорят, что такая принципиальная избирательность позволяет Барри добиться особой выразительности, а благодаря спонтанности исполнения ему удается достичь “особой ясности звучания, которая дарит зрителям свежесть восприятия”. При этом самый простой мотив передает способность художника чувствовать, почти по-детски ощущая мир. Буквально нескольких линий или пятен достаточно, чтобы донести многоуровневые посылы личности смысловых исследований художника, говорят искусствоведы.
Практически все работы автора, представленные на нынешнем вернисаже, выполнены в технике сериграфии (шелкографии) и от руки - акриловыми красками на бумаге и холстах. Но тут зритель может попасть в затруднение от того, что сложно провести грань между живописными и графическими произведениями, что происходит из-за ограниченности цветовых решений мастера. Особенно это заметно в черно-белой серии “Перепись в Вифлееме” - самой большой в экспозиции, где количество произведений насчитывает около 40 работ небольшого формата. Парадокс, но библейский посыл названия серии не отражает прямого обращения к священным текстам, предоставляя зрителю самому домысливать и додумывать сюжет. Точно так же и в серии “Зов леса” Барри не обращается напрямую к проблемам экологии, хотя у него, как у жителя городского мегаполиса, вполне могла возникнуть такая идея.
А еще он очень любит путешествовать. Можно сказать, что любые путешествия дают пищу для размышлений и вдохновение для творчества. Но Жак Барри и тут не таков, как все его собратья по кисти и холсту. Он очень любит путешествовать, но... во сне. Почти как его герои - три медвежонка, которые облетели несколько раз вокруг Земли в 1998 году в рамках полета НАСА.
“Когда путешествуешь, всегда появляются новые идеи для творчества. Возможно, уже через пару месяцев или год-два у меня получится создать новую серию картин, и она будет посвящена именно вашей стране, вашей столице. Я пока еще не знаю, как я передам свои впечатления - в каких линиях, изображениях, цветах. Но знаю точно, что они будут связаны с Казахстаном”, - пообещал художник.
Что ж, звучит многообещающе - перекрестные сезоны только открываются.
Астана |