|
Айгерим Бейсенбаева
Начало 20-х годов прошлого века в Казахстане ознаменовалось поднятием казахской культуры. Богатые традиции декоративно-прикладного искусства подкрепились профессиональными навыками, и по всей стране начали появляться театры и художественные училища. У истоков театрального искусства стояла первый казахский костюмер Латифа Ходжикова, непревзойденный мастер прикладного искусства.
Каким был костюм главной героини оперы “Кыз-Жибек” на сцене Театра оперы и балета в далеких 30-х годах? Что творилось за кулисами спектакля?
Об этом рассказывает выставка в Государственном музее искусств РК имени А. Кастеева, посвященная 120-летию первой художницы по театральным костюмам Латифы Ходжиковой
Люди, работавшие в те годы над театральными постановками, по большей части, были из простого народа, без специального образования. Времена к тому же были бедные, полуголодные. Убранство костюмов зачастую имитировала краска, а сами украшения были более чем скромные.
Бывало и так, что на актера надевали не костюм, а настоящую национальную одежду, бывшую тогда в обиходе. Костюмеры ездили по селам и искали предметы одежды, отличающиеся старинным этническим колоритом. Частью реквизита однажды даже стал дорогой чапан, украшенный богатой вышивкой.
Мастер Латифа Ходжикова стояла у истоков становления казахского театра. Она начинала в любительском театре в Ташкенте в 1921 году с оформления спектакля “Биржан и Сара”.
В 1924 году начала работать в первом казахском театре в Кызылорде, создавала костюмы к спектаклям “Каракоз”, “Енлик-Кебек” и другим популярным произведениям того времени. Таланты Латифы Ходжиковой были безграничны и разнообразны. Она сама разрабатывала декорации и костюмы, была гримером и парикмахером. А также, к слову, обладала сильным голосом. Память Латифы сохранила множество народных песен, и это пригодилось композиторам тех лет, в частности Брусиловскому, для написания первых казахских опер. Обширные знания народного быта позволили Ходжиковой разработать костюмы и театральный антураж в величайшем разнообразии вариантов.
Латифа Ходжикова большую часть своей жизни провела за кулисами театров. Но драмы было достаточно и в ее собственной жизни. Ее супруг, Конгыр-Ходжа Ходжиков, был ее учителем. Он писал первые буквари, открыл школу для бедноты. Латифа была его ученицей. Сговорившись, молодые сбежали, так как девушка уже была засватана, и родители были против брака с учителем. Но им пришлось признать брак после того, как родились дети.
Когда мужа Ходжиковой репрессировали, и он погиб в ссылке, она осталась одна с четырьмя детьми. И, несмотря на то, что героиня пострадала от системы, она осталась патриоткой своей страны. Латифа Ходжикова была бесстрашным человеком, она не боялась ходить к другим женам репрессированных и помогать им, когда от них все отвернулись, опасаясь контроля. Она бесстрашно ходила даже в тюрьмы, так как была неравнодушна к страданиям земляков.
Всю жизнь она была безмерно предана искусству. Всех четырех своих сыновей она воспитала в любви к искусству, и все они прославились.
Кожахмет Ходжиков стал известным художником, Нурахмет - скульптором-монументалистом, Кулахмет - известным художником театра и кино, Султанахмет Ходжиков - режиссером, создавшим легендарную картину “Кыз-Жибек”.
В экспозиции выставки, посвященной юбилею Ходжиковой, представляется коллекция ее орнаментальных эскизов, набросков декораций, старинные костюмы из Театра оперы и балета 30-40-х годов.
По словам Наталии Баженовой, старшего научного сотрудника Центра по изучению народного и современного прикладного искусства Казахстана, у нее было множество учеников, которым она передала свое мастерство. Но сегодня прикладное искусство нуждается в сохранении.
- Современные мастера, работающие в техниках ткачества, создания войлочных, ювелирных изделий и других, опираются на традиции народного искусства. Конечно, они интерпретируют их по-своему.
Мы сейчас боремся за то, чтобы сохранить технологию ткачества. Нужно описать каждую технику для того, чтобы в будущем любой мастер при желании мог освоить эти технологии. Иначе мы можем утратить ценные методики ткачества, так как современные авторы им практически не занимаются. Это очень кропотливая работа, не каждому под силу. В отличие от техники валяния войлока, к примеру, которая сегодня очень популярна даже у молодых авторов.
В Афганистане, Иране, Таджикистане эти техники активно используются, а в Туркменистане ремесла поддерживаются на государственном уровне. Ковры - их визитная карточка.
Латифа Ходжикова в последние годы занималась созданием фольклорного фонда казахского орнаментального искусства. Ее работа способствовала дальнейшему анализу и сохранению казахского орнамента, а также созданию секции прикладного искусства в Союзе художников Казахстана. |