|
Айгерим Бейсенбаева
Отзвучали чарующие голоса IV Международного фестиваля оперного искусства в Алматы. Фестивальные вечера подарили ценителям высокого искусства три самых значительных произведения великого итальянского композитора Джузеппе Верди. Это “Аида”, “Травиата” и “Реквием”.
Оперный фестиваль, посвященный 200-летнему юбилею Верди, прошел в Казахском государственном академическом театре оперы и балета имени Абая при поддержке Союза музыкальных деятелей Казахстана и Казкоммерцбанка
Гостями нынешнего IV Международного фестиваля оперного искусства стали выдающиеся артисты из Румынии, Германии, Турции, Узбекистана и, конечно, родины оперы - Италии. Певцы с мелодичными именами - Джанфранко Монтрезор, Георгий Ониани, Ирина Иордаческу - составили отличную партию лучшим отечественным оперным голосам - Дине Хамзиной, Жупар Габдуллиной, Гульзат Даурбаевой, Болату Есимханову и другим.
Симфонический оркестр театра был послушен рукам экспрессивного дирижера из Румынии Кристиана Санду. Харизматичный лидер, тонкий музыкальный психолог, Кристиан, по его собственным словам, начинал с самых низов. Он сам был певцом, исполнял как второстепенные, так и главные партии в операх. Потому он тонко чувствует психологию исполнителей, душевно направляет, стремясь раскрыть всю палитру эмоций произведения.
В перерыве между репетициями румынский дирижер Кристиан Санду ответил на вопросы корреспондента “НП”:
- Кристиан, в чем для Вас заключается основная сложность исполнения музыки в спектаклях Джузеппе Верди?
- Любую музыку сложно играть вдали от страны, где она была написана. Для меня важны эти вещи - эстетика, менталитет, атмосфера. Также сложно настроиться на работу с незнакомым оркестром, понять стиль его игры, создать специальную атмосферу.
- Вы успели оценить профессионализм казахстанских музыкантов, акустику зала?
- Я работал с коллективами по всему миру. Здесь по приезде я обнаружил, что музыканты в оркестре располагаются по-иному, не так, как везде. Это стало основной проблемой для меня, понадобилось время, чтобы привыкнуть, освоиться.
Но мне очень помогли сами музыканты, они открытые, восприимчивые ко всему новому. Мне было приятно работать с оркестром и певцами. Я открыл для себя много красивых сильных голосов.
Еще я заметил, что солисты здесь не занимают подчиняющего положения по отношению к оркестру. Они абсолютно равны, и работают сообща, в дружественной атмосфере. Это мне импонирует. Я бы сказал, что такая демократичная атмосфера встречается довольно редко.
- Дирижер должен быть строгим, возможно, даже деспотичным лидером. Каким характером Вы обладаете, как дирижер? И какие отношения стараетесь построить с оркестром?
- Дирижер должен занимать главенствующее положение и обязательно соблюдать соответствующую процессу субординацию. Но, так как я выражаю всю музыку, все идеи произведения с помощью музыкантов, мы должны быть сплоченной командой. Мы должны работать вместе. Если кто-то не понимает меня как личность, дело дальше не пойдет.
Я всегда стараюсь создать такую комфортную, гармоничную атмосферу в оркестре, чтобы все получали удовольствие от работы.
Оркестр, солисты - это зеркало дирижера, его отражение. Моя нервозность, напряженность, отвратительное настроение - все это неминуемо отражается в игре музыкантов. Поэтому очень важно настроить эту тонкую связь между дирижером и музыкантами и, конечно, следить за своим поведением. Это важно.
- Опера считается искусством элитным, для избранных слоев общества. Сейчас в Европе отношение к этому направлению изменилось или опера по-прежнему является искусством для аристократов? Насколько сейчас она доступна?
- Искусство в различных своих ипостасях должно быть доступным. Современные театры обладают гибкой политикой, чтобы каждый желающий мог позволить себе купить билет. Есть дорогие билеты для этой, как Вы говорите, элиты, а есть совсем дешевые. Может, места не совсем удобные, но зато их может приобрести любой студент.
- В преддверии нынешнего оперного фестиваля организаторы провели своеобразную рекламную акцию - устроили классический концерт в вагоне метро. На Ваш взгляд, нуждается ли классическое искусство в рекламе и все ли средства для этого хороши?
- Да, современный искушенный мир диктует свои правила. Любой товар сейчас нуждается в грамотном продвижении.
На мой взгляд, реклама классического искусства сегодня должна быть достаточно живой, привлекающей внимание и, возможно, даже агрессивной. Ведь именно так сейчас продвигают товары, которые иногда даже и не обладают достаточным уровнем качества. А театры, в свою очередь, могут представить настоящее качество, хорошую работу и высокий профессионализм. Так почему же реклама искусства так скромна?
Досье “НП”
Кристиан Санду учился в области теории музыки и анализа (2001), музыковедения (2003) и дирижерского мастерства (2005) в классе профессора Джорджа Виктора Думанеску.
В 2010 году он получил докторскую степень в Музыкальной академии Gheorghe Dima.
С 2004 года Кристиан Санду становится главным приглашенным дирижером в румынскую Национальную оперу “Клуж-Напока”, с которой много гастролирует во Франции, Швейцарии, Южной Корее, Италии.
Дирижер участвовал в более чем 30 постановках оперы и балета.
В 2011-2012 сезоне он занимал должность художественного руководителя в Национальной опере “Яссы”.
Является обладателем Гран-при “Музыкальных вечеров Jeunesses” (Оркестровый конкурс дирижеров, Бухарест, 2010), доцент отдела оркестра и оперы и участник организации “Виват голоса” на Международном студенческом оперном фестивале. |