|
Айгерим Бейсенбаева
Герои картин художника Андрея Ноды - как старые знакомые. Эти двое ведут свой неспешный разговор уже не один десяток лет и переходят из картины в картину, не прерывая дуэль взглядов. А этот одинокий персонаж также неотрывно смотрит в метафоричное небо - море черных дыр. Художник неустанно рассказывает, как сложно устроена человеческая душа. Рассказ ведется разными способами: энергично и с размахом - живописью, или доверительно и камерно - графикой.
Арт-центр “Алма-Ата” на днях представил выставку художника Андрея Ноды в графике “Терпение бумаги”
Графические работы Андрея Ноды похожи на фотографии снов. Что-то смутно близкое в этих образах вносит тревожный диссонанс в души зрителей. Или, напротив, мягкая фигурка с головой-бокалом, выделяющаяся оттенками сепии на фоне белого листа, дарит успокоение взору, кажется понятной и знакомой.
Известный казахстанский автор Нода представил обширную серию графических оригинальных и печатных произведений. Это пастели, сепии, гуаши и листы, созданные в смешанной технике, шершавая “сухая игла”, линогравюра и фактурная коллаграфия.
По мнению искусствоведа Баян Барманкуловой, обращение к разным техникам говорит о разности душевных состояний, которые просятся на различные языки искусства:
- Персонажи, надо заметить, у Андрея Ноды те же. Он их изобрел лет двадцать назад, и они живут, кажется, самостоятельной жизнью и не теряют своей сущности. Его герои с вытянутыми головами, этакие гомункулы, хороши тем, что не требуют персонификации. Они не требуют навязывания им имен, фамилий, они “человеки”: “он”, “она”, “они”...
Цветная графика достаточно близка к живописи по энергии образов, а черно-белая - драматичнее, и здесь зачастую все сводится к контрастным “да” и “нет”, “точка - тире”. Мир сводится к простым сопоставлениям.
Офорты - мягкие, а “сухая игла” - острая, дерганая. Различия интонаций, которые звучат в душе художника по отношению к его персонажам, просят разных средств высказывания, смешения техник. Что не сразу разберешь. Разумеется, есть техники, когда все понимаешь сразу, она выдает себя, а есть такое, что видишь сначала образ - свет, тень, мягкость. Эти мягкие оттенки напоминают терракоту, а с другой стороны сразу видишь телесные цвета.
Сам художник видит основное отличие картин Ноды-живописца от Ноды-графика в самом процессе создания работ. Создание графики - это педантичный, подробный процесс, от которого он получает подлинное удовольствие.
- Андрей, мы знаем Вас в основном как самобытного живописца. Что подвигает Вас заниматься графикой, да еще и в таком разнообразии техник?
- Когда я желаю отдохнуть от живописи, я берусь за графику. Художник всегда в трудах, даже когда отдыхает.
К тому же есть интересные сюжеты, которые просто невозможно изобразить маслом. Их можно передать в скульптуре, в музыке, в танце... или в графике.
Графика мне интересна тем, что заключает в себе бесконечное множество вариаций исполнения. Это и меццо-тинто, и “сухая игла”, и коллаграфия, и офорт. Сангина, уголь, пастель и просто карандаш. Кроме того, не стоит забывать про смешанные техники - это дает множество возможностей.
Что касается сюжетных преимуществ, то тут все дело, по большей части, в размерах, масштабах. В графике я могу делать очень маленькие вещи - скрупулезно, едва ли не под микроскопом и с непередаваемым наслаждением от процесса. Есть, конечно, миниатюрная живопись, но это не для меня.
- Как Вы осваивали все эти техники?
- Кое-что я подглядел в институте во время учебы. Мои друзья как раз учились на графических отделениях. Я внимательно наблюдал за тем, как они царапают, “травят” кислотой, изобретают... Основы я заложил еще в то время. Потом уже учился сам, по книгам, по работам других авторов.
- К какому периоду творческой деятельности относится материал, представленный на выставке “Терпение бумаги”? Насколько Вы плодовиты как художник-график?
- Я весьма продуктивный художник. Но на этой выставке есть работы и двадцатилетней давности, а есть те, что я создал буквально накануне.
- Почему, по-Вашему, многие современные отечественные художники пренебрегают таким интересным и сложным изобразительным средством, как графика?
- Вероятно, потому, что ушел такой предмет из учебной программы. Уже и преподавать некому, старое поколение мастеров ушло, а новое этим не занимается. Скорее всего, в этом проблема.
- Где мы можем увидеть Вашу графику помимо пространства галереи? Все-таки печатная графика может иметь более широкое применение, например, в книгоиздательской индустрии.
- Мою графику использует для иллюстрирования своих книг известный поэт Серик Устабеков.
Справка “НП”
Андрей Нода - художник. Член Союза художников Казахстана.
Участник международных, зарубежных, всесоюзных, республиканских выставок, а также провел более двух десятков персональных экспозиций.
За двадцать пять лет активной творческой жизни он создал тысячи работ в живописи, графике, фотографии, керамике и в “contemporary art”. Публиковал стихи в периодических литературных журналах. В 1998-1999 году работал в США по резидентской программе.
Принимал участие в симпозиуме по керамике в г.Нескуинн, Орегон, США.
Участник Международного семинара “Мастер-класс” в г. Уральске, Казахстан.
Лауреат национальной премии “ТАРЛАН” за 2003 год в номинации “Изобразительное искусство”.
С 2000 года живет и работает в собственной студии в ущелье реки Талгар. |