|
Айгерим Бейсенбаева
У джаза и этномузыки свои ценители. И, надо заметить, эти категории слушателей довольно немногочисленны.
Современный ритм дуэта ST brothers связал этот трудный для восприятия материал воедино, создав новый свежий жанр.
ST brothers - это братья Серик и Тохтар Нурмолдаевы. Их репертуарные предпочтения простираются от произведений казахских композиторов до популярных песен американских джазменов
Старший из братьев-музыкантов Серик Нурмолдаев отвечает на вопросы корреспондента “НП”:
- Серик, расскажите, как появился дуэт ST brothers? Как складывался ваш творческий путь?
- Мы с Тохтаром родные братья. И с самого раннего детства мы проявляли незаурядные музыкальные способности.
Я начал петь, когда мне не было еще и двух лет. В те времена очень популярны были бразильские сериалы, и я довольно музыкально напевал эти запоминающиеся мотивы. Мама обратила внимание на это мое раннее увлечение бразильскими мелодиями и, когда мне исполнилось три года, отдала в музыкальную школу. Я еще и читать не умел, но уже знал нотную грамоту. Разумеется, в детстве музыкальная муштра для меня была тяжелым бременем, но сейчас я безмерно благодарен родителям, что распорядились подобным образом моим детством.
Позднее я продолжил свое музыкальное образование в школе имени Ахмета Жубанова по классу домбры. А дальше уже была консерватория. В магистратуру я поступил по специальности арт-менеджмента, позволяющего мне стать продюсером. Стажировку проходил в Москве и сейчас преподаю в консерватории.
Тот же путь повторил мой братишка Тохтар. Сейчас он учится в консерватории на арт-менеджера.
Так как мы росли вместе, наш дуэт сложился еще в детстве. Мы вместе пели под домбру, выступали на различных мероприятиях.
С направлением мы определились около двух лет назад. Мы с братом слушаем самую разную музыку, но особенно выделяем джаз. А так как с детства мы играем на фольклорных инструментах, то и решили совместить эти два наших главных увлечения - этно и джаз.
Во время нашего обучения мы освоили помимо домбры и другие народные музыкальные инструменты, такие как сыбызгы, жетыген, саз-сырнай, в общей сложности около десяти. Все эти ресурсы мы используем в своем творчестве.
- Ваш выбор этнонаправления был осознанным? Ведь вы начали осваивать народные инструменты в детстве.
- Да, нами двигали патриотические чувства. Мы познакомились с красотой звуков домбры и других народных инструментов и нам хотелось поделиться этим с людьми.
У казахского народа было около 50 разновидностей музыкальных инструментов, но сейчас мало кто назовет хотя бы десяток. Мы всегда хотели возродить игру на этих инструментах, чтобы люди знали, какие инструменты есть в Казахстане. И не только возродить, но и развить.
- На каких инструментах играете в ST brothers?
- В своем творчестве мы используем звуки таких инструментов, как домбра, жетыген, саз-сырнай, сыбызгы, шан-кобыз, фортепьяно. Я немного играю на гитаре и ударных.
- Какой репертуарный диапазон вам интересен?
- Мы сразу решили, что помимо своих авторских произведений мы будем играть музыку казахстанских авторов.
Этноджаз - это основа нашего творчества. К нему мы прибавляем различные современные ритмы, так как наша музыка ориентирована на молодежную аудиторию.
Сам по себе этноджаз и различные его вариации распространены по всему миру, но в Казахстане их никто не играет. Мы добавляем собственные мелодические рисунки, и это порождает уникальный жанр, которого нигде нет.
Недавно мы начали сотрудничать с продюсерским центром KS-Production. С руководителем центра мы познакомились на одном из мероприятий.
Дело в том, что я параллельно играю в этнографическом ансамбле “Туран”, довольно востребованном сегодня. Карина Сарсенова уже много слышала об этом коллективе.
Мы сотрудничаем всего несколько месяцев, но уже многое успели сделать за это время. Написали музыку на стихотворения Карины и сейчас их исполняем. Сняли отличный клип.
- Как изменилась ваша творческая деятельность после того, как вы подписали контракт с продюсером?
- Изменилась в лучшую сторону. Можно сказать, для нас открылись большие возможности. Творческим людям ведь нужны только хорошие условия для роста и оттачивания мастерства. Теперь у нас такие условия есть и работа кипит.
- Насколько слушатели сегодня готовы к восприятию такой сложной формы музыки, как смесь джаза и казахского этно?
- Несмотря на то, что молодые люди сегодня редко слушают джаз, тем более, народную музыку, они начинают прислушиваться к необычному звучанию. Да, здесь есть домбра и сыбызгы, но звучат-то они по-новому. И молодежь чувствует этот свежий ритмический посыл.
Прислушавшись к современному звучанию, слушатели начинают интересоваться и народными инструментами. Нам приятно, когда кто-то звонит на радио или ТВ и спрашивает, что за инструменты у нас в руках.
Этот интерес воодушевляет.
- Джазовые музыканты всегда были апологетами консерватизма. То же можно сказать и о приверженцах этнических направлений. Учитывая ваш свежий взгляд на эту музыку, не опасаетесь утратить некий академический фундамент этих направлений?
- Мы в какой-то мере и консерваторы, и новаторы. Я считаю, что главное, это сохранять все лучшее, что есть в музыке, добавляя при этом свежесть и актуальность. К старым песням нужно относиться с должным почтением, тут очень важно не испортить.
Сейчас у нас в “попсе” есть исполнители, не будем называть их имен, которые охотно берутся за казахские народные песни. И нередко получается нечто настолько постыдное, что человек, знакомый со старым материалом, содрогнется. Это может понравиться только людям неискушенным.
- Этнические коллективы давно пользуются успехом за рубежом. Как складывается ваша гастрольная жизнь?
- Я побывал практически везде, кроме разве что Австралии. Казахскую этническую музыку повсеместно воспринимают с искренним восторгом. Мы привыкли к аншлагам.
Помнится, в Германии местная, казалось бы, сдержанная публика не ограничилась аплодисментами и начала топать ногами в такт. Мы выходили на бис пять раз.
В Тайване мы вместо семи концертов дали десять, так как публика требовала дополнительных выступлений.
Сейчас слушатели во всем цивилизованном мире слегка подустали от попсовой американизированной музыки. Они стремятся к некоторой глубине. И нужно заметить, что казахское искусство за рубежом нравится не только потому, что это экзотика, но и потому, что все, что мы вывозим за рубеж, - качественная музыка.
- Какие планы у ST brothers на самое ближайшее время?
- У нас в планах съемки нового клипа, записи песен и концерты по всему Казахстану.
Кроме того, в конце марта я вылетаю в Лондон для записи произведений знаменитого британского композитора Карла Дженкинса. Он написал музыку специально для казахских фольклорных инструментов на стихи Абая и Шакарима.
Карл Дженкинс связался со мной после того, как услышал музыку ансамбля “Туран”. Он давно увлекается казахской музыкой и народными инструментами.
Я буду исполнять эту музыку вместе с симфоническим оркестром Марата Бисенгалиева. Это большая честь для меня - работать с такими великими музыкантами современности. |