ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Путешествие по трем мирам Культура

Айгерим Бейсенбаева
Глухие утробные ритмы бубна, мистические пронизывающие звуки диджериду и варгана.
В чем секрет их магического воздействия на человека? Почему именно эти инструменты традиционно использовались в шаманских ритуалах?
Об этом рассказывают мастера игры на архаичных этнических инструментах - коллектив Udha shamanic trance. В Алматы прошел уникальный мастер-класс игры на древних шаманских музыкальных инструментах

Человек, исчерпав синтетические возможности современных музыкальных инструментов, неизменно возвращается назад, к простым устройствам и чистому звуку. И музыканты Udha shamanic trance пошли навстречу музыкальному прошлому человечества, возрождая традиции игры на архаичных инструментах.
В чем заключается таинство игры на бубне и варгане или любом другом древнем инструменте? Музыканты вдохновенно отвечают.
В древности, когда музыка еще не была подчинена строгому диктату нотной грамоты, случайно извлекаемая мелодия имела мистический характер, так как определенным образом влияла на человека. Первым инструментом, конечно, были ударные. То есть ритм - удары палкой о палку. Это самые первые звуки, которые слышит человек, приходя в этот мир. Биение собственного и материнского сердца. И в этом волшебство архаичной музыки.
Игра коллектива Udha также не подчинена никаким законам, это, по словам музыкантов, сплошная импровизация. Потому они не позиционируют себя как группа, скорее как единый музыкальный организм. Кто-то начинает играть первым, и постепенно включаются остальные, и музыка обретает краски, обрастает ритмами.
alt
Каждый из них вдохновенно рассказывает о собственном инструменте и своем знакомстве с ним:
- Варган и его вариации были в использовании у самых различных народов, - начинает Денис Максимов, специалист по варганам. - Можно сказать, что это международный инструмент. Его география неизмеримо широка - он был в обиходе у народов Евразии, Африки и Америки. Есть итальянский инструмент маранзано и японский - коукин. В Средней Азии практически у каждого народа был свой вариант варгана.
У многих людей этот инструмент ассоциируется с чукотской культурой, несмотря на то, что у чукчей музыкальные традиции, связанные с варганом, были не сильно развиты и до сих пор находятся на примитивном уровне. Среди народов Дальнего Севера варганы пользуются большой популярностью у якутов. Они весьма преуспели в этом направлении, и их варганы считаются самыми лучшими в мире.
Стоит отметить, что варган - один из самых популярных ритуальных инструментов, и многими народами он использовался для вхождения в состояние транса. Варган способствует шаманам во вхождении в средний мир, в то время как ударные используются шаманами для путешествий по верхнему и нижнему мирам.
В большинстве культур варган является прежде всего женским инструментом. К примеру, на Алтае. В Якутии этот инструмент издревле считался мужским, и женщинам на нем играть не дозволялось, однако сейчас все выдающиеся якутские варганистки именно женщины.
С сожалением замечаю, что традиции игры на казахском варианте варгана - шан-кобызе - были практически утрачены, и настоящего мастера игры на этом инструменте сегодня практически невозможно встретить.
Меня эти инструменты привлекали с детства, правда, найти их в советское время было непросто. В наше время приобщиться к этому забытому искусству стало немного легче. Я учился самостоятельно - сейчас в интернете можно найти массу материала.
Варган - однонотный инструмент, и это все упрощает. Я не отдаю предпочтений какой-то конкретной школе. Башкирская достаточно сильна, однако самые выдающиеся мастера играют только башкирские мотивы. Для меня это несколько ограниченный подход, потому я постоянно расширяю свои технические навыки и предпочитаю импровизировать.
Его коллега Арсений Тарасов рассказал о том, почему именно бубны чаще всего ассоциируются с ритуальной шаманской культурой:
- Шаманский бубен - это не просто ударный инструмент, а тело, напитанное определенными энергиями.
Различные ударные, барабаны и бубны занимали важное место в древней культуре абсолютно всех народов. Они использовались в разных целях и зачастую играли важную социальную роль, например, в военных действиях. Барабаны издревле поднимали дух, помогали установить порядок.
В то же время игра на барабанах носила ярко выраженный сакральный характер. Шаманы Севера с помощью бубнов впадали в пограничные состояния благодаря способности ударных задавать определенный ритм.
Интерес к ритуальным инструментам во мне пробудил мой нынешний коллега Михаил. Он уже десять лет занимается изготовлением настоящих шаманских бубнов. Со временем создание таких инструментов меня тоже затянуло.
Диджериду, по словам члена группы Вадима, инструмент самый древний и примитивный. Австралийские аборигены делали его из подходящего ствола эвкалипта, внутренности которого были выедены термитами. Никто специально не выдалбливал сердцевину дерева - во время засухи термиты опустошали ствол, и человеку оставалось лишь найти нужное дерево путем постукивания палочкой по стволу.
- Древние музыканты дошли до этого эмпирическим путем, - повествует Вадим. - С конца XX века с диджериду экспериментируют западные музыканты. Широкое применение этот инструмент получил в электронной музыке. И даже появляется своя школа игры.
В австралийской школе вы не увидите микрофона, подзвучивающего трубу. В европейских же новых традициях своя ритмическая база, другие методы звукоизвлечения. Тут можно подкорректировать громкость звука, что-то прошептать, проговорить. И даже само слово “диджериду” придумано европейцами. Скорее всего, это слово произошло от первого звукового рисунка, услышанного когда-то европейцами. У различных австралийских племен этот инструмент называется по-разному, но в основном - ядаки.
Как все архаичные, диджериду - однонотный инструмент, но зато он имеет богатый частотный диапазон. И как большинство древних музыкальных инструментов, он был ритуальным.
Это первая часть волшебства. Вторая заключается в создании. Когда свой инструмент ты делаешь собственными руками.
Этимология русского слова “варган” происходит, по разным версиям, от слова “орган”, либо от древнеславянского варга - “рот”, “уста”. Относится к самозвучащим язычковым музыкальным инструментам. По поверью, алтайские шаманы, играя на варгане, могли перемещаться по трем мирам, изменяя тембр и тип вибраций.

Игра на диджериду сопровождает ритуалы корробори и способствует вхождению в транс. Диджериду теснейшим образом вплетен в мифологию австралийских аборигенов, символизируя собой образ радужной змеи Yurlungur. Уникальность диджериду как музыкального инструмента состоит в том, что обычно он звучит на одной ноте (так называемый дрон, или гудение). При этом инструмент обладает очень большим диапазоном тембра. Сравниться с ним может только человеческий голос, варган и отчасти орган.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение