|
Айгерим Бейсенбаева
Звезда мирового балета, прима Большого театра Светлана Захарова исполнила главную партию в спектакле “Жизель” А. Адана на сцене Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая.
Представительница мировой балетной элиты Захарова встретилась с журналистами и поклонниками накануне выступления. Она не жаловалась на муштру и дисциплину балетной жизни и с королевским достоинством рассказывала о большой ответственности, которой наделяет высокий статус
|
Роль в балете “Жизель” для Светланы Захаровой знаковая. Впервые с партией Жизели она вышла на сцену в 17 лет. Ее репетитор Ольга Моисеева тогда досконально объясняла ей каждый шаг, каждый взгляд, и что юная балерина должна чувствовать при этом. Сейчас же Захарова танцует Жизель в статусе мировой звезды балета, и это, по словам нашей героини, так же волнительно, как и в первый раз.
- К тому времени я проработала в Мариинском театре не полный сезон. Мне доверили большую роль, и, конечно, я тогда еще многого не понимала. Я была юная, и многие эмоции мне к тому моменту не довелось испытать.
С возрастом и с увеличением профессионального и жизненного опыта эта партия обрастала все новыми деталями.
В моей жизни было три этапа становления моей Жизели. В 17 лет, когда я еще ничего не понимала, и когда это имело особое значение - совсем юная балерина исполняет такую серьезную партию, а главное - справляется. Сама я тогда была наивная и молодая, и это привнесло в образ нечто особенное. Помню, тогда были очень хорошие рецензии.
Второй этап наступил, когда я начала танцевать этот спектакль по всему миру, именно тогда эта роль начала играть разными красками. Опять же различные редакции балета позволяли открыть в спектакле что-то новое.
И вот сейчас наступил третий этап - я начала танцевать “Жизель” в статусе сформировавшейся известной балерины. Но дело даже не в высоком статусе, а в том запасе эмоций, которые я пережила в жизни. И счастье, и разочарования...
Светлане Захаровой довелось выступать на самых главных балетных сценах России. Она начинала в знаменитой Мариинке, а потом переехала в Москву, последние годы работает в Большом театре. С годами она начала понимать, в чем различия питерской и московской балетных школ.
- Ленинград, Санкт-Петербург, Вагановское училище... Питерская школа славится своими традициями, и я, разумеется, горда тем, что первые шаги сделала на сцене Мариинского театра. Это академизм в чистом виде, это рамки, за которые нельзя выходить, это закрытые эмоции.
Балетная Москва более открыта, непосредственна и где-то даже агрессивна. Я, воспитанная в академических традициях, не сразу научилась этому стилю, московской агрессии, но нужно было соответствовать концепции Большого театра. К счастью, во мне все это гармонично соединилось.
Захарова является обладательницей престижного европейского звания “Этуаль”. По словам примы, это был уникальный случай, когда титула примы европейского балета была удостоена русская и иностранная балерина.
- Этуаль - это не награда, а громкий титул. В Большом театре такой статус сравним с титулом примы-балерины, а в “Гранд Опера” и “Ла Скала” - это этуаль. Мне, конечно, очень приятно было получить такое звание.
В “Ла Скала” я работаю много лет и очень люблю этот театр. И труппа меня любит, я это чувствую. Каждый раз приезжаю туда как домой. Там удобно танцевать, к тому же у меня есть право выбора репертуара и партнера.
Там каждое выступление является событием главным образом потому, что итальянцы - особый зритель. Многочисленные поклонники, по обыкновению, ждут моего выхода, чтобы сфотографироваться и взять автограф, это непременный ритуал.
В США и во многих театрах Европы поход в театр стал несколько демократичным. Люди зачастую приходят, как в кинотеатр, в джинсах, пальто на ручке... Мне всегда хотелось, чтобы поход в театр оставался для людей праздником, когда они наряжаются и получают возможность “выгулять” свои драгоценности. Вот итальянцы до сих пор придерживаются таких традиций. Так было и в Советском Союзе.
Захарова часто выступает не только в Европе, но и в Азии. В частности, в Китае. Реакция тамошнего зрителя, как заметила прима, абсолютно непредсказуема.
- В Пекине построили уникальный театр в форме яйца. Для его строительства пришлось снести целый квартал. Там несколько площадок, это и опера, и балет, и симфонические концерты.
Впервые я приехала в Пекин во времена моей работы в Мариинском театре. Мы выступали в концертном зале - грандиозного Театра оперы и балета там тогда не было. Помню, мы танцевали “Лебединое озеро” и балеты Баланчина. “Лебединое озеро” во всем мире ждут и принимают с восторгом, китайские же зрители смотрели этот балет очень сдержанно. На протяжении всего спектакля мало хлопали и не выражали восторг так, как мы к этому привыкли. Это было очень странно, и мы испытали шок.
Потом мы танцевали одноактные балеты, “Драгоценности” Баланчина, и зал оживал по нарастающей. “Изумруды” - спокойный балет, не вызывает обычно бурной реакции зала, зато “Бриллианты”, которые я тогда исполняла, буквально взорвали зал. Там музыка похожа на марш, мы, конечно, тогда не могли объяснить неожиданный успех этого балета у китайских зрителей.
Несколько лет назад в Пекине открыли этот новый театр - уникальное сооружение. На открытие позвали жителей всех снесенных под строительство театра районов - тут надо отдать должное руководству города.
Мы привозили “Дочь фараона”. Реакция, конечно, была уже совсем другая. Все изменилось за эти годы.
Конечно, особое место в карьере Захаровой занимает Большой театр. Это легендарное место, пользующееся безграничной популярностью у зрителей.
- Пока шла реконструкция Большого театра, мы танцевали на малой сцене. И туда, конечно, зрителю было легче попасть. Но все ведь мечтают попасть в исторический зал Большого театра. После реконструкции к тому же зрительный зал выглядит просто потрясающе. Красота невероятная.
Как-то я выходила из театра и стала случайным свидетелем такой сцены. Бежала девушка и с кем-то торопливо разговаривала по телефону: “Да-да, я достала билеты. Все равно, на какой спектакль, лишь бы в Большой”.
В Большом театре сейчас не осталось ничего старого. Когда мы впервые вошли в переоборудованный театр, мы не нашли знакомых гримерных, в которых некогда готовились к выступлениям Галина Уланова и Майя Плисецкая. Этих комнат больше не существует. Остался только зрительный зал, всю же закулисную обстановку, коридорные хитросплетения снесли, и в этом колодце пустого здания возвели совершенно новое наполнение.
Раньше, конечно, было лучше.
Между делом ответила Захарова и на традиционный вопрос о самой желаемой партии.
- Есть роль, которую мне только предстоит исполнить на сцене Большого театра следующим летом в конце сезона. Это партия Татьяны в балете “Онегин”. Я очень давно жду эту роль.
В 2008 году Светлана Захарова была удостоена звания “Этуаль” балетной труппы миланского театра “Ла Скала”, первая среди русских артистов.
Термин “этуаль” (фр. Etoile - “звезда”) пришел из французского балета. Во Франции термин “солист-звезда” (фр. sujet etoile) появился в 1895 году и обозначал наивысшее признание публики, таким образом дирекция театра в начале XX века выделяла премьера или приму за их творческие заслуги. Статус звезды балета - Etoile - получали лишь единицы.
Партию Одетты и белое адажио может исполнять только Etoile и прима-балерина (Vedette), обладающая чистотой линий и возвышенностью образа. |