|
Ольга Зорина
Астану украсят новые объекты - малые архитектурные формы, выполненные и подаренные городу мастерами стран ближнего зарубежья: России, Кыргызстана, Узбекистана, Азербайджана, Бурятии, Якутии, Тывы и Дагестана. Среди них будет работа под названием “Ясновидящий”, выполненная скульптором из Шымкента Ержаном Кудайбергеновым, автором многих скульптурных объектов Казахстана и создателем уникального Сада камней в городе Туркестане, разрушенного, к сожалению, прихотью местных властей. Ержан стал одним из немногих участников V Международной биеннале скульптурного искусства, организованной в рамках Года “Астана - культурная столица тюркского мира”
- Ержан, было всего 15 человек, участвовавших в биеннале. Каждый оставил столице Казахстана свой подарок. Почему ты решил остановиться именно на таком проекте, как “Ясновидящий”? Что он значит для тебя и какую информацию несет нам?
- Ясновидец - это не прямое понятие, не простой образ некого шамана или экстрасенса. Мне хотелось обобщить общепринятую точку зрения, попытаться сказать о том, что нами что-то движет в жизни, ведет, охраняет. Ясновидец - это каждый из нас, тот, кто на минутку остановится и задумается о себе, поиске гармонии с собой.
В Астане я создал скульптуру из актауского песчаника, белого камня - несколько капризного из-за разной плотности, но крепнущего со временем от температурных колебаний. Но мне хочется сделать его глубже по смыслу, масштабнее, попробовать его в большой глыбе, по площади, по материалу, чтобы он зазвенел.
- Но в столице мы увидим первый вариант, где он будет находиться?
- С ребятами-коллегами мы внесли предложение создать парк тюрксоидов. Но организаторы биеннале хотят разбросать малые архитектурные формы по городу в разных местах. Лично я не согласен с этим. Почему? Они потеряются. Это же не монументальные объекты, не памятники, а камерные работы, которые просятся в парковый ансамбль, в котором все должно быть скомбинировано, чтобы люди созерцали.
А если все скульптуры потеряются в городе, то кто их будет, во-первых, контролировать? В парке они лучше сохранятся, и сама идея единения тюркского мира будет работать в общем ансамбле. Хорошо бы еще на каждую работу таблички прикрепить, чтобы люди ходили, смотрели и видели, что эта скульптура выполнена мастером из Ташкента, другая - из Бишкека, третья - из Дагестана. Весь мир смотрелся бы тогда теплым и близким.
- Ваш Сад камней, созданный в Туркестане прямо перед открывающейся панорамой мавзолея, разрушили. Как Вы отнеслись к этой потере?
- Мне больно потому, что это был самобытный и интересный культурный объект. Сейчас на его месте подняли здание, которое закрывает вид на мавзолей. И это ужасно.
Сады и парки необходимо создавать не только из-за экологии или для развлечения, но и ради духовного воспитания. И если мы говорим о наследии, то если каждый из нас оставит в нем свой осмысленный и творческий объект - это будет большое великое дело! А так у нас парки не имеют ни тематики, ни чего-то концептуального. Нет у нас ни лица города, я имею в виду Шымкент, а теперь и меняющийся к худшему Туркестан.
- Вы заметили, что в настоящее время нет, во всяком случае, не слышно молодых талантливых художников, скульпторов. Почему так происходит?
- Такая тенденция наблюдается, причем по всему Казахстану. И если мы сегодня не задумаемся о причинах массового распространения безнравственности, завтра нам все это очень жестоко аукнется. Мы останемся без духовного развития. А тем временем в мире ничего не стоит на месте, появляются новые имена и новые интересные объекты культуры. Мое общение с иностранными друзьями-коллегами дает понять, что за пределами стран Содружества создаются глобальные проекты в области живописи, скульптуры, архитектуры. Посмотрите, что творит один только Арнальдо Помодоро, итальянский скульптор, и он востребован, и его шедевры нужны миру. А у нас даже не с кем поделиться своими идеями... Произошла деградация общества, и, к сожалению, виноваты в этом в большой мере учебные заведения, которые должны если не создавать, то хотя бы удерживать волну творчества.
Говорят, что государство мало платит и так далее, но кто платил в былые времена много?! Я помню, как мы учились в художественном колледже имени Кастеева в Шымкенте, я туда поступал пять раз, и мне казалось, что это храм небесный, а студенты с планшетниками - его ангелы. Наш любимый педагог Лазарь Ктениди даже в сезонные работы на виноградниках - раньше всегда они были на юге страны - заставлял брать с собой планшетники и рисовать так, чтобы чувствовались с зарисовок жар палящего солнца, аромат перезрелого винограда. Кто сейчас об этом говорит студентам! Мы все растеряли... Лично я призываю, прежде всего, и в первую очередь, наших педагогов, государство задуматься о настоящем и развернуться лицом к мастерским художников, мыслям поэтов и писателей, призывам журналистов. Тогда мы еще сумеем спасти и защитить нашу молодежь. Или мы остановимся на картинках и комиксах паутины интернета.
Досье“НП”
Ержан Кудайбергенов - заслуженный деятель искусств РК, член ассоциации художников Казахстана.
Участник множества международных симпозиумов по живописи и скульптуре.
В 2000 году становится автором и создателем знаменитого Сада камней в г.Туркестане.
За личный вклад в реализацию проекта “1500 лет Туркестана” награжден государственной медалью “За доблестный труд”.
В 2010 году получил Гран-при премии Чингиза Айтматова за лучшую скульптурную композицию Международного конкурса малых архитектурных форм.
В 2011 году стал лауреатом Международного биеннале в Китае.
В 2012 году - участник, лауреат и автор V Международной биеннале скульптурного искусства, организованной в рамках Года “Астана - культурная столица тюркского мира”.
Автор малых архитектурных форм, расположенных во многих городах Казахстана, живописных работ, объектов из камня, кожи и дерева. |