ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Ясновидец: время собирать камни Культура

Ольга Зорина
Астану украсят новые объекты - малые архитектурные формы, выполненные и подаренные городу мастерами стран ближнего зарубежья: России, Кыргызстана, Узбекистана, Азербайджана, Бурятии, Якутии, Тывы и Дагестана. Среди них будет работа под названием “Ясновидящий”, выполненная скульптором из Шымкента Ержаном Кудайбергеновым, автором многих скульптурных объектов Казахстана и создателем уникального Сада камней в городе Туркестане, разрушенного, к сожалению, прихотью местных властей. Ержан стал одним из немногих участников V Международной биеннале скульптурного искусства, организованной в рамках Года “Астана - культурная столица тюркского мира”

- Ержан, было всего 15 человек, участвовавших в биеннале. Каждый оставил столице Казахстана свой подарок. Почему ты решил остановиться именно на таком проекте, как “Ясновидящий”? Что он значит для тебя и какую информацию несет нам?

- Ясновидец - это не прямое понятие, не простой образ некого шамана или экстрасенса. Мне хотелось обобщить общепринятую точку зрения, попытаться сказать о том, что нами что-то движет в жизни, ведет, охраняет. Ясновидец - это каждый из нас, тот, кто на минутку остановится и задумается о себе, поиске гармонии с собой.
В Астане я создал скульптуру из актауского песчаника, белого камня - несколько капризного из-за разной плотности, но крепнущего со временем от температурных колебаний. Но мне хочется сделать его глубже по смыслу, масштабнее, попробовать его в большой глыбе, по площади, по материалу, чтобы он зазвенел.
- Но в столице мы увидим первый вариант, где он будет находиться?
- С ребятами-коллегами мы внесли предложение создать парк тюрксоидов. Но организаторы биеннале хотят разбросать малые архитектурные формы по городу в разных местах. Лично я не согласен с этим. Почему? Они потеряются. Это же не монументальные объекты, не памятники, а камерные работы, которые просятся в парковый ансамбль, в котором все должно быть скомбинировано, чтобы люди созерцали.
А если все скульптуры потеряются в городе, то кто их будет, во-первых, контролировать? В парке они лучше сохранятся, и сама идея единения тюркского мира будет работать в общем ансамбле. Хорошо бы еще на каждую работу таблички прикрепить, чтобы люди ходили, смотрели и видели, что эта скульптура выполнена мастером из Ташкента, другая - из Бишкека, третья - из Дагестана. Весь мир смотрелся бы тогда теплым и близким.
alt
- Ваш Сад камней, созданный в Туркестане прямо перед открывающейся панорамой мавзолея, разрушили. Как Вы отнеслись к этой потере?

- Мне больно потому, что это был самобытный и интересный культурный объект. Сейчас на его месте подняли здание, которое закрывает вид на мавзолей. И это ужасно.
Сады и парки необходимо создавать не только из-за экологии или для развлечения, но и ради духовного воспитания. И если мы говорим о наследии, то если каждый из нас оставит в нем свой осмысленный и творческий объект - это будет большое великое дело! А так у нас парки не имеют ни тематики, ни чего-то концептуального. Нет у нас ни лица города, я имею в виду Шымкент, а теперь и меняющийся к худшему Туркестан.
- Вы заметили, что в настоящее время нет, во всяком случае, не слышно молодых талантливых художников, скульпторов. Почему так происходит?
- Такая тенденция наблюдается, причем по всему Казахстану. И если мы сегодня не задумаемся о причинах массового распространения безнравственности, завтра нам все это очень жестоко аукнется. Мы останемся без духовного развития. А тем временем в мире ничего не стоит на месте, появляются новые имена и новые интересные объекты культуры. Мое общение с иностранными друзьями-коллегами дает понять, что за пределами стран Содружества создаются глобальные проекты в области живописи, скульптуры, архитектуры. Посмотрите, что творит один только Арнальдо Помодоро, итальянский скульптор, и он востребован, и его шедевры нужны миру. А у нас даже не с кем поделиться своими идеями... Произошла деградация общества, и, к сожалению, виноваты в этом в большой мере учебные заведения, которые должны если не создавать, то хотя бы удерживать волну творчества.
Говорят, что государство мало платит и так далее, но кто платил в былые времена много?! Я помню, как мы учились в художественном колледже имени Кастеева в Шымкенте, я туда поступал пять раз, и мне казалось, что это храм небесный, а студенты с планшетниками - его ангелы. Наш любимый педагог Лазарь Ктениди даже в сезонные работы на виноградниках - раньше всегда они были на юге страны - заставлял брать с собой планшетники и рисовать так, чтобы чувствовались с зарисовок жар палящего солнца, аромат перезрелого винограда. Кто сейчас об этом говорит студентам! Мы все растеряли... Лично я призываю, прежде всего, и в первую очередь, наших педагогов, государство задуматься о настоящем и развернуться лицом к мастерским художников, мыслям поэтов и писателей, призывам журналистов. Тогда мы еще сумеем спасти и защитить нашу молодежь. Или мы остановимся на картинках и комиксах паутины интернета.

Досье“НП”

Ержан Кудайбергенов - заслуженный деятель искусств РК, член ассоциации художников Казахстана.
Участник множества международных симпозиумов по живописи и скульптуре.
В 2000 году становится автором и создателем знаменитого Сада камней в г.Туркестане.
За личный вклад в реализацию проекта “1500 лет Туркестана” награжден государственной медалью “За доблестный труд”.
В 2010 году получил Гран-при премии Чингиза Айтматова за лучшую скульптурную композицию Международного конкурса малых архитектурных форм.
В 2011 году стал лауреатом Международного биеннале в Китае.
В 2012 году - участник, лауреат и автор V Международной биеннале скульптурного искусства, организованной в рамках Года “Астана - культурная столица тюркского мира”.
Автор малых архитектурных форм, расположенных во многих городах Казахстана, живописных работ, объектов из камня, кожи и дерева.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение