|
Василина Воркова
В Новосибирске состоялся VII Сибирский международный конкурс хореографических учебных заведений, с которого ученики Алматинскогого хореографического училища имени Селезнева вернулись с наградами и дипломами. Заведующая художественной практикой и педагог училища Гульзира Ашимова поделилась с читателями “НП” впечатлениями о конкурсе, рассказала о специфике и трудностях работы учеников и артистов балета
- Расскажите о конкурсе и Ваших впечатлениях о нем с позиции педагога.
- В VII Сибирском международном конкурсе хореографических учебных заведений участвовало и наше Алматинское хореографическое училище. Мы привезли туда шестерых детей, четверо из них стали лауреатами и двое дипломантами. Две девочки из младшей группы - Балжан Нурпеисова и Айнур Султанкожаева, получили 2-е место и 3-е место соответственно. Эти две девочки - ученицы моего класса, они закончили 3-й класс.
Бахтияр Адамжантегы и Фархад Садвакасов разделили 2-е место в средней группе. Дипломантами конкурса стали Еркин Рахметулаев и Серик Накысбеков. Все мальчики являются учениками 5-го класса, им преподают Адиль Бестембаев и Александр Медведев.
Что мне хочется отметить - конкурс в Новосибирске был очень сильным. Кроме нас в нем участвовало девять учебных заведений из России, а также приехали дети из Японии и Кореи - всего около 70 человек соревновались в 3 возрастных группах - младшие, средние и старшие классы. Первый тур во всех училищах прошел на местах: кто здесь победил, тот и поехал в Новосибирск.
На второй тур детям было страшно выходить, а на третьем появился азарт. Возможно, это сыграло свою роль, и по результатам третьего тура наши дети получили высокие баллы. Я считаю, что мы выступили с большим успехом, потому что соревноваться с пермской, новосибирской или московской школами и взять столько мест - это большая удача.
- Существуют ли какие-то особенные критерии отбора для участия в таких конкурсах?
- Конечно. Мы повезли лучших учащихся. У них хорошие физические данные, то есть они отвечают мировым стандартам по сценическому виду и профессиональным данным. А первым критерием, для того чтобы выступать на конкурсах, являются именно сценические данные. То есть ребенок со сцены должен хорошо смотреться, у него должна быть прекрасная форма рук, ног, хороший рост тоже сейчас в цене. Далее - это техника исполнения, то есть он должен уметь вращаться, прыгать, должны быть выворотные положения ног и натянутость, артистизм и естественность исполнения. Своим девочкам я поставила классические вариации под их физические возможности на данный момент, на данный год обучения. И, как видите, у нас все получилось.
- На какие конкурсы Вы собираетесь еще поехать в этом году?
- Сейчас дети собираются на конкурс в Варну в июле, затем - на конкурс Григоровича в Сочи. Конкурсов сейчас очень много, они очень разные: есть конкурс артистов балета, где соревнуются только артисты балета, есть конкурс учебных заведений - там соревнуются только дети.
Мы активно участвуем во всех конкурсах, не пропускаем ни одного. До того мы это любим, что едем за свой счет. Родители находят деньги, находят спонсоров, чтобы свозить своих детей, преподавателей. Конечно, нам хотелось бы, чтобы Министерство образования участвовало в финансировании.
Новое руководство училища сейчас пытается делать все возможное, поощряет нас. Мы уверены, что со временем и преподавателям, и детям будут оказывать помощь, чтобы мы могли продолжать участвовать в конкурсах. Потому что участие в конкурсе - это профессиональный рост, это новые возможности. Ведь происходит индивидуальная работа с каждым на дополнительных репетициях. А это очень сильный толчок для развития.
- Достижения учеников - это достижения и преподавателя...
- Да, Вы правы, у нас собрался прекрасный коллектив, сильная команда, все профессионалы, идущие в одном направлении. Но, что печально, нас очень мало, потому что молодые преподаватели на эту работу не идут. В чем причина? Оплата труда очень низкая, она далеко не соответствует тому физическому, моральному и душевному напряжению, - которые испытывает преподаватель - мы работаем на износ.
Не хватает кадров, особенно в таких узких специальностях, как педагог народно-сценического танца, педагог историко-бытового танца, педагог современного танца, педагог дуэтно-классического танца. Но благодаря тому, что мы все фанаты своего дела, мы школу держим, прославляем, наши дети побеждают на различных конкурсах. Мы впитали технику, точность работы ног московской школы с выразительностью и координацией санкт-петербургской школы.
В апреле на базе нашей школы мы провели Первый международный конкурс хореографических учебных заведений “Орлеу” (“Восхождение”). К нам приезжали участники из Москвы, Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана, Кореи - всего 92 человека. У нас было 2 номинации - “Классический танец” и “Народный танец”, поэтому конкурс получился ярким, интересным и красивым.
Учредителем стал Евразийский фонд культуры во главе с Еруланом Канапьяновым, помогал акимат Алмалинского района. У меня было 5 лауреатов на этом конкурсе. Гран-при среди юношей взял наш выпускник Эльдар Сарсембаев.
- Много ли желающих сегодня пойти в балет?
- В последнее время у нас слабые наборы. Может, потому, что о нашей школе мало знают. Или, может, играет роль тот факт, что артисты балета мало зарабатывают, и родители не хотят детям этой участи. Девочек поступает больше, мальчиков - меньше. Ведь родители тоже думают о том, что мальчик - это будущий кормилец в семье. Еще и пенсионный возраст артистов балета приравняли к остальным профессиям. Как человек в 60 лет может танцевать, когда у него все позвонки стерты, много травм? Почему нам не могут вернуть хотя бы стаж в 20 лет, как было раньше? Например, в России его даже сократили до 15 лет.
Может, наши чиновники думают, что балет - это хобби, а не тяжелая кровавая профессия, которая требует огромных физических и умственных затрат? Невозможно даже получить дополнительное образование, потому что у артиста почти целый день занят репетициями, а вечера - спектаклями.
- Чтобы поступить в училище, у ребенка должна быть какая-нибудь подготовка?
- Нет. Первое, на что мы смотрим, - это профессиональные данные и физическое сложение ребенка, затем проверяется слух, чувство ритма, затем - медкомиссия. На третьем туре мы еще раз просматриваем ребенка - от и до. В нашу школу не легко попасть, потому что таких детей, которые бы подходили под наши критерии, очень мало.
Нам нужны длинные руки, ноги и шея, маленькая голова, тонкая кость, хороший шаг, мягкие связки. Поступает к нам в основном “средний материал”, как мы говорим. Очень редко попадаются выдающиеся дети. А если приходят, то мы их растим, выделяем, стараемся побольше выпускать на сцену. Средний материал - это кордебалет. Однако ни один театр мира без кордебалета не обходится.
Сейчас у нас учится около 430 человек - это немало для одного училища. В Новосибирске, например, всего 120 человек, но у них много школ по всей России. У нас в школе учатся дети из разных регионов Казахстана, из Кореи и Японии. Очень много детей переходит к нам из Кыргызстана и Узбекистана. По разным обстоятельствам: кто место жительства меняет, кто просто хочет в нашей школе учиться, потому что считает, что наша школа больше дает в профессиональном плане.
- А как складывается расписание дня учеников - им ведь надо успеть еще и школу посетить?
- Каждый день учебный процесс начинается с 8 утра. Полтора часа идет классический танец, то есть тренаж. Затем они идут в общеобразовательную школу. В час у них обед, потом начинаются такие спецпредметы, как историко-бытовой танец, казахский танец, народный танец, дуэтный танец, а также уроки по классу фортепьяно, домбры. С 5 до 8 вечера идут сценические репетиции. День очень напряженный, свободного времени практически нет, потому что профессия тяжелая. Дети приходят в первый класс в 9-11 лет, обучение у нас длится 8 лет.
Задача педагога - научить трудиться. Например, мои первоклассники хорошо сдали экзамен, за год они адаптировались, привыкли по полтора часа в день стоять у станка, тянуть ноги, быть собранными, быть сосредоточенными на своих руках и ногах. Физическая нагрузка для 10-летнего ребенка немыслимая, но если он любит балет, он будет все терпеть и закаляться. |