|
Ольга Зорина
Киберискусство: “живые” скульптуры
Из наших прошлых публикаций читатели уже знают, что в Шымкенте был проведен симпозиум современного искусства, на котором местным художникам было предложено участие в конкурсе объемно-пространственной пластики. Организатором творческого действа выступило Управление культуры Южно-Казахстанской области, возглавляемое Айдаром Ниязовым. Из более чем тридцати представленных компетентной комиссии проектов было выбрано всего лишь пять самых достойных.
Начало конкурса было объявлено в середине июля, и на реализацию проектов художникам давался один месяц. Они успели завершить в срок свои арт-объекты и на днях представили их конкурсной комиссии и журналистам.
Перед художниками ставилась задача создать не просто оригинальные малые архитектурные формы, но некие “живые” объекты, которые будут и украшать город, и провоцировать прохожих. Одним словом, предполагалось, что скульптурная форма не будет обычной творческой окаменелостью. Она будет либо двигаться, либо приходить в движение от прикосновений, в общем, жить своей жизнью и входить в жизнь людей. При этом требовались и романтика, и возвышенность, и красота.
Такими должны были стать пластические образы объемно-пространственных объектов: “Территории мечты” Виталия Симакова, “Кобыз” Смаила Баялиева, “Адам и Ева” Зульхайнара Кожакулова, “Ласточка” Мухтара Бекенова. Единственный объект, который выбивался из общей романтичной струи, был планируемый Саидом Атабековым
“Колченогий трон”.
В итоге же взору первых зрителей предстали новые потомки безумного века кибернетики. К примеру, трансформер “Ножницы. Адам и Ева” вызывает самый жесткий ассоциативный ряд с боевиками последнего поколения. Это “нечто” между мужчиной и женщиной - бескомпромиссное и безнадежное. Просто “ножницы жизни” - и никакого иного варианта.
Следующий такой же “пластический” объект -
“Ласточка”. Журналисты сразу же назвали ее милитаристкой. Это, в самом деле, больше смертоносная ракета современных технологий. Провоцирует на мысли о нескончаемых войнах. Далее - заявленный Саидом “Колченогий трон”. Удержаться на этом неустойчивом сиденье невозможно, а если кому и удастся, так угодит в ловушку, потому что трон символически прикован мошной цепью к камню. Объект тоже получился “позитивным” и “романтичным”.
В защиту художников остается только сказать, что таков наш мир сегодня. Но ведь можно же смягчить его удары, в чем и была задача конкурса. И с ней справились только Смаил Баялиев и Виталий Симаков. Первый заявил о том, что создаст звучащий на ветру музыкальный инструмент, и получился кобыз высотою в три метра, на котором расположились десятки колокольчиков. Второй сконструировал некие мосты, на которых прохожие смогут зажигать свечи, чтобы мечтать и загадывать желания, а потом смотреть на эту светящуюся красоту.
Василина Воркова
Мир красоты и чувственности
На прошлой неделе в галерее “Арт-Нават” открылась выставка живописи, графики и скульптуры “НЮ-2008”. Для галереи эта выставка стала традиционной - пятый год подряд современные художники имеют возможность выставить свои новые работы в стиле ню. Каждый год выставка пользуется необычайной популярностью. Организаторы ставят своей задачей показать зрителю, что этот стиль - явление гармонии и красоты, предмет высокого искусства, трепетная, тонкая, деликатная тема.
Ню - жанр особый, и зритель жаждет всей душой узреть нечто необычное. Для кого-то это - легкое погружение в мир чувственности, любви, страсти, для иных - созерцание красоты тела и восторг по поводу эстетической стороны ню, для третьих же - любопытство, заключающееся в вопросе, насколько знакомые авторы способны проявить свой талант в этом стиле. Художников же всегда привлекало желание одновременно изобразить как обнаженное тело, так и внутренний мир, красоту души, жизни человека.
В экспозиции представлено 19 живописных работ таких художников, как Лиля Позднякова, Андрей Кнутов, Алексей Филимонов, Карина Чикноверова, Сакен Бектияров, Габо, Юрий Юрьев, Касымбек Мельдихан, Александр Ермоленко, Олег Пищев, Жандарбек Сугуров, а также скульптуры Толеша Шокан, Ержана Нурмаганбетова, Александра Осипова и Умирбека Жубаниязова.
Вернисаж открыла демонстрация фольклорной и авангардной модной одежды молодых дизайнеров Алматинской профтехшколы №13. Ученицы школы сами провели показ собственных моделей одежды, выполненных с применением техники печворк, декорированных вышивкой и пуговицами больших размеров. |