|
Айгерим Бейсенбаева
В Алматы на площадке галереи современного искусства “Тенгри-Умай” прошла выставка видеоработ War Capriccio известного немецкого медиахудожника Клауса фом Бруха. Экспозиция работ мастера состоялась в рамках культурно-образовательного проекта в области современного искусства Видео (АРТиФАКТ)
Клаус фом Брух - известный медиахудожник, теоретик и практик видеоарта, профессор Мюнхенской Академии искусств. Он стоял у истоков такого направления искусства, как видеоарт.
На днях профессор Фом Брух прибыл в Алматы для того, чтобы поучаствовать в культурно-образовательном проекте Видео (АРТиФАКТ), дать серию лекций и возможность личного знакомства казахстанским студентам. Господин Фом Брух поделился своим богатым опытом и ценными знаниями с начинающими художниками Казахстана.
Посетители и участники проекта также смогли увидеть последние работы художника, которые были представлены пятью различными видеопроекциями в новой инсталляции и показаны впервые.
Перед презентацией собственной выставки War Capriccio профессор Фом Брух ответил на несколько вопросов корреспондента “НП”:
- Господин Фом Брух, расскажите, пожалуйста, как Вы попали на этот проект.
- Меня пригласила моя студентка Гайша Маданова, а я всегда поддерживаю смелые проекты моих учеников.
Я помогаю студентам, которые развивают свои идеи и продвигают проекты вне стен учебного заведения. Потому что уверен, реальная жизнь намного важнее, чем академическая. На мой взгляд, осуществление такого серьезного культурного проекта на практике намного важнее и полезнее, чем два года университетского образования.
Все началось с того, что я некогда встретил молодую казахстанскую художницу Гайшу Маданову на Берлинской биеннале. Я узнал, что она подала заявку на учебу в нашей академии, и потому понял, что наше общение продолжится.
- Расскажите о выставке видеоарта War Capriccio, которую Вы демонстрируете казахстанским зрителям.
- В своих произведениях, представляемых на этой выставки, я сделал отсылку на знаменитые гравюры Франсиско де Гойи серии CAPRICCIO. Гойя отразил в своих гравюрах все ужасы войны и голода в Испании времен XVIII века.
- Какие вопросы Вы поднимаете в своих работах? Или, может быть, даете ответы?
- Мои произведения - это маленькое визуализированное сочинение на тему войны, своеобразное видеоэссе.
Это работа по поиску ответов, скорее, чем сами ответы. В противовес этому бывает манифест - готовый ответ на заданные вопросы. Так что CAPRICCIO - это пока только поиск. Это чистый эксперимент.
Я попросил двух своих студентов одеться в костюмы солдат XVIII века, какие сегодня вы можете встретить только на карнавалах.
Главная идея моих видеоработ - показать, как политики спекулируют идеями войны, когда пытаются завоевать какую-либо страну, чтобы получить конкретную материальную выгоду. Часто это и выглядит, как карнавал, со всеми атрибутами - масками, костюмами, притворством.
Алматы мне интересен с точки зрения военного прошлого этого города. Ведь когда-то он был основан российской империей как военный форт, крепость для защиты границ от врагов.
- Вас нам представили как одного из основоположников видеоарта. Расскажите, чем Вас привлек когда-то этот изобразительный язык.
- Этот язык визуализации очень отличался от остальных техник, а я во времена знакомства с ним был молод и полон юношеского максимализма. Я тогда не хотел заниматься тем же самым, что и другие. Поэтому выбрал видеоарт, чтобы отличаться от всех остальных художников. Я был в оппозиции к традиционному искусству.
И, конечно, мне импонировало то, что я, как телевидение, вещаю для людей.
- И сколько же лет назад это было?
- Это было 37 лет назад. Я действительно один из первых приверженцев этого направления, можно так сказать.
- Вы читали лекцию для казахстанских студентов о будущем видеоарта. Каким Вы его видите?
- Я думаю, видеоарт в скором времени полностью переберется в Интернет. Конечно, такие произведения иногда будут показывать и в галереях, но в основном будущее видеоарта будет полностью принадлежать виртуальному пространству. Впрочем, эти тенденции заметны уже сейчас.
- Сейчас молодые люди располагают большими техническими возможностями. Это влияет на рост популярности медиаискусства?
- Медиаискусство сейчас действительно очень популярно. Скажу больше, среди молодых интересных и перспективных художников 50 процентов занимаются именно видеоартом.
- Что Вы, как преподаватель, требуете от своих учеников в первую очередь? Сложно себе представить академическую сторону такого направления, как видеоарт...
- Я требую от них научиться делать свои собственные работы, а не имитировать мои. Кроме того, им необходимо научиться использовать свои произведения в политических и социальных целях, чтобы как-то улучшить наше общество.
Мероприятие проводится в рамках проекта “Центр компетенций для менеджеров в сфере культуры в странах Восточной Европы, Центральной Азии и Южного Кавказа”, проекта инициативы “Культура и развитие” Институтов имени Гете.
Справка “НП”
Клаус фом Брух (родился в 1952 году в Кельне) - немецкий художник, работающий в области медиаискусства.
В 1975-1976 годах изучает концептуальное искусство в Калифорнийском институте искусств в Валенсии (штат Калифорния, США).
Затем в 1976-1980 годы - философию в Кельнском университете.
Начиная с 1975 года Фом Брух работает с видео, с середины 1980-х занимается преимущественно инсталляциями.
В 1992-1998 годах он профессор в области медиаискусства в Высшей школе Карлсруэ. С 1999 года Брух - профессор в области медиаискусства в Академии изящных искусств Мюнхена.
В 2000 году профессор преподавал в Колумбийском университете Нью-Йорка.
В 1980 году Фом Брух участвует в XI биеннале в Париже. В 1984-м - в венецианской биеннале. В 1987 году - в работе выставки современного искусства documenta 8 в Касселе. В 1995 году его приглашают на выставку “Иллюзии-эмоции-реальность” в Доме искусства в Цюрихе. В 1996-м он участвует в работе II биеннале в Лионе. В 2005 году его работы представлены на выставке “РАФ: Представляем террор” в Берлине. В 2006-м - выставка “Верность романтики” в венском Доме искусств.
Работы Бруха можно увидеть в музеях Германии, США, Канады, Австрии, Нидерландов.
фото автора |