|
Айгерим Бейсенбаева
Медиаискусство наделяет современных художников суперспособностями. Молодые и смелые обживают новые пространства и измерения благодаря инновационным устройствам и коммуникационным технологиям.
О неограниченных возможностях современного автора напоминает новый культурно-образовательный проект “ВИДЕО (АРТиФАКТ)”, который стартует на днях в Алматы на площадке галереи “Тенгри-Умай”.
Проект проходит при поддержке Гете Института Казахстана
О деталях грядущего арт-события рассказала руководитель проекта, молодой художник Гайша Маданова:
- Идея возникновения проекта “ВИДЕО (АРТиФАКТ)” родилась в Германии, когда я проходила теоретический этап программы Центра компетенций для менеджеров в сфере культуры. Основной его целью является представление такого значимого направления современного искусства, как видеоарт. И, конечно, привлечение внимания к проблемам современного искусства в нашем регионе.
Такой проект необходим, особенно в международном контексте. У нас есть профессиональная и любительская аудитории, которые нуждаются не только в обучении, но и в общении с признанными профессионалами, имеющими практический опыт и достижения в этой области. У нас, и многие со мной согласятся, наблюдается недостаток культурных событий и большой пробел в образовании в сфере современного искусства - это видеоарт, инсталляции, тотальные пространства, нет-арт (сетевое искусство. - Прим. автора), стрит-арт, фотоарт и прочее.
Некогда я, заинтересовавшись этим направлением, долго не могла реализовать свои идеи из-за страха и непонимания, по каким принципам нужно работать. Меня это останавливало. Многие молодые люди думают, что видеоарт - это “много непонятного, смонтированного между собой”. На самом деле это куда более сложные процессы. У нас пока нет культуры восприятия и понимания современного искусства как естественного и последовательного процесса развития всеобщей истории искусств.
Жанр видеоискусства был выбран потому, что он является одним из значительных направлений современного искусства, а для молодежи нашего региона - также и новым видом, несмотря на то, что видеоарт имеет 48-летнюю историю.
- Одним из главных фигурантов проекта стал господин Клаус фом Брух. Почему именно этот деятель был приглашен к участию в проекте?
- Господин Клаус фом Брух - это известный медиахудожник. Он не только работает с видеоартом и мультимедийной инсталляцией, но и является профессором по этим дисциплинам в Мюнхенской академии искусств. Он принадлежит к поколению художников, которые стали известными в 1970-х благодаря видеоработам. Его близкая дружба с Ульрике Розенбах и Марселем Оденбаком помогла развить “видеосцену” в Кельне, которая стала образцовой для Германии. С 1985 года он работает главным образом с видеоинсталляциями.
Мне было важно, что господин Клаус фон Брух является не только практиком, но и теоретиком, стоящим у самых истоков этого направления. Участие господина Клауса фом Бруха должно привлечь внимание к освоению этого вида визуального искусства более широкой аудиторией.
Привлекая к участию в проекте профессионала мирового уровня, я также рассчитываю вызвать интерес к отечественному современному искусству.
- Что представит господин фом Брух молодым авторам?
- Образовательная составляющая проекта будет включать лекции, мастер-класс и специальную программу.
Лекции по истории развития немецкого видеоарта и философии медийного искусства даст профессор Клаус фом Брух. О казахстанском видеоарте в свою очередь расскажет независимый казахстанский куратор Юлия Сорокина.
В рамках мастер-класса профессор Клаус фом Брух расскажет о своем видео, а также о процессе работы над экспозицией. Можно будет увидеть, как он работает с пространством и материалами.
В специальной программе показ видеоарта казахстанских художников.
Также будет проходить выставка господина Клауса фом Бруха WAR CAPRICCIO - проект 2011 года. На выставке в Алматы она будет впервые представлена пятью различными видеопроекциями в новой инсталляции.
- Расскажите немного об истории этого направления в Казахстане.
- Жанр видеоарта на территории Казахстана появился еще в начале 90-х. Благодаря деятельности Сорос Центра современных искусств, который закрылся в 2008 году, в Алматы проводилось большое количество образовательных мероприятий в сфере современного искусства. Поколение художников того периода создало ряд произведений, которые сегодня составляют антологию казахстанского видеоарта.
Для молодых же художников этот жанр искусства является привлекательным благодаря доступности технологий и возможности самовыражения наиболее актуальным художественным языком. Но тем не менее он остается относительно новым и до сих пор неизведанным по причине малого количества выставок и отсутствия образовательных программ, тематических лекций и мастер-классов.
|
WAR CAPRICCIO господина фом Бруха |
- Много ли приверженцев видеосамовыражения сегодня в Казахстане?
- Если рассматривать в мировом контексте, среди молодых художников нашего региона приверженцев очень мало. И опять же полагаю, это связано с образовательным процессом, средой формирования молодого художника и преемственности между поколениями художников.
У старшего поколения казахстанских художников, которые занимаются современным искусством, видеоарт стал одним из основных видов художественного языка. Об интересе к казахстанскому видеоарту можно судить по количеству наших художников, которые ежегодно участвуют в различных биеннале. Наши художники регулярно посещают крупные и важные для мировой арт-сцены мероприятия.
- Видеоарт называют самым некоммерческим видом искусства. Можно ли все-таки заработать на нем? Наверное, большая часть авторов уходит в рекламу?
- Это мнение ошибочно. Сегодня ни одна крупная международная выставка не обходится без этого жанра, около 30 процентов экспозиции состоят из видеоарта. Многие приемы и наработки видеоарта используются в коммерческом кино.
- Гайша, этот проект был задуман Вами, когда Вы проходили стажировку в одном из музеев Берлина. Расскажите, какая работа предшествовала осуществлению проекта.
- Мне очень повезло, моя практика по программе “Центр компетенций для менеджеров в сфере культуры” проходила в “БерлинишеГалери” (BerlinischeGalerie). Для меня это был, несомненно, очень полезный опыт.
С первых дней практики мой руководитель, возглавляющий департамент архитектуры, познакомил меня с сотрудниками остальных департаментов и их работой. Мне предоставили возможность поработать с архивами графики, а также посмотреть архив, который насчитывает около 700 тысяч единиц художественных объектов. Я ознакомилась с историей музея и его системой, мне удалось понаблюдать за работой сотрудников различных отделов, узнать об образовательных программах, которые представляет этот музей для посетителей, стратегиях развития и внедрения их в процесс.
Расписание моей практики было составлено так, что я могла посещать другие музеи и заниматься сбором материалов по своему будущему проекту. У меня была возможность встретиться и установить полезные контакты с представителями различных культурных институтов, кураторами и художниками, получить профессиональные рекомендации и идеи для будущих проектов.
- Как, по Вашим наблюдениям, финансовый кризис повлиял на арт-рынок в Европе?
- Никакого упадка я не заметила. Если посмотреть объемы продаж таких аукционных домов, как “Кристис” и “Сотбис”, то как раз в это время были поставлены рекордные цены по продажам предметов современного искусства. Ни одна биеннале не была закрыта, и в то же время в Киеве впервые открылась биеннале, куда были приглашены все знаковые фигуры международной арт-сцены. |