|
Ольга Зорина
В Центральной художественной галерее города Шымкента открылась выставка “Аманат-3” с большой и серьезной экспозицией работ ведущих мастеров Южного Казахстана периода 1980-2000-х годов.
Это третья по счету экспозиция, дающая всесторонний срез по истории искусства страны. Ее главный вдохновитель и организатор - директор галереи заслуженный деятель культуры РК, академик Академии художеств РК, заслуженный художник и академик Ассоциации искусств народов мира Айнабек Оспанов
- Мы представили на выставке работы из архивного фонда нашей галереи и областного историко-краеведческого музея, - поясняет Айнабек Оспанов. - Наш проект задуман как продолжение исследования преемственности национальных традиций и классических школ в изобразительном искусстве Южного Казахстана. Этот момент преемственности очень важен.
Сейчас, когда нагнетается ценность любой инновации, подвергаются сомнению любые достижения советского периода. Настоящая выставка подчеркивает конструктивный подход к важным наработкам каждого периода нашей истории.
В экспозиции “Аманат-3” 99 уникальных работ, созданных такими знаменитыми в стране мастерами, как Молдакул Нарымбетов, Юрий Евсеев, Насыр Рустемов, Маяра Дауренбаева, Равиль Абдулов, Юрий Ломакин, Смаид Баялиев, Саид Атабеков, Измаил Арсланов, Зульхайнар Кожамкулов. Кого-то из них мы будем помнить уже только по их творчеству, разноплановому и ценному.
Изобразительное искусство юга Казахстана - это самобытная национальная художественная школа со своими этапами развития, духовными критериями, адекватными национальной ментальности, формальным языком и комплексом идей, своеобразным творческим опытом и именами талантов.
Наталья Чернявская, искусствовед:
- Я считаю, что “Аманат-3” - это очень большое дело. Она освещает определенную эпоху в развитии искусства Южного Казахстана. На первой выставке этого проекта мы показывали тех художников, которые впервые взяли в руки кисти и стали вообще первыми художниками в стране, на второй выставке мы представили уже тех мастеров, которые получили профессиональное образование. Это была плеяда казахстанских советских художников общей академической школы, но отличающихся своей этнической направленностью. На этой третьей выставке показан период 80-2000-х годов, и это уже художники сложившейся казахстанской живописи и скульптуры со своим индивидуальным почерком, характером. В настоящее время ведется огромная работа по созданию альбома по истории казахстанского искусства. И наша задача выделить в нем художников юга Казахстана, внесших определенную лепту в развитие культуры всей страны. Сейчас почему-то принято горячо ругать советский период, но для искусства это неприемлемо. Период советского реализма дал многое. Такие имена, как Равиль Абдулов, Бану Алимкулова, Молдакул Нарымбетов, - их бы не было без советского реализма. И каждый период времени в истории искусства имеет свои шедевры. Посмотрите только на горячий хлеб Молдакула или ожерелье Евсеева. Это настоящие бесценные шедевры. На следующей выставке “Аманат-4” будут уже представлены работы молодых авторов суверенного государства, и тогда можно будет сделать резюме по всем периодам искусства как Южного, так и всего Казахстана.
Такой проект был бы невозможен без постоянной и кропотливой работы собирателей и хранителей культурного наследия. Одним из участников проекта является Рыскуль Бекталиева, главный хранитель ценностей областного историко-краеведческого музея.
- То, что мы сегодня видим, наглядный пример собирательско-хранительской деятельности музея, - говорит Рыскуль. - Аманат в переводе с казахского языка - наследие или поручение подрастающему поколению, и в этом мы видим цель своего труда. Но прежде чем представить зрителю все работы, первым делом была проведена реставрация - холсты прочистили от пыли и грязи, покрыли льняным маслом, где было необходимо, восстановили краски. Вы бы видели, с каким интересом на работы таких мастеров, как Пономаренко, Иляев, смотрели студенты художественных специальностей. И все благодаря инициативе и энтузиазму Айнабека Оспанова, директора художественной галереи, и благодаря тому, что в городе появилось такое огромное пространство для экспозиций.
Остается добавить, что современный художественный опыт казахского искусства показывает, что процесс художественной самоидентификации в южном регионе принимает более активный характер и обостренные формы. Южные художники обращены, с одной стороны, к наглядному восполнению изобразительной системы центральноазиатскими культурными архетипами и ценностями, с другой - обращены к решению не менее важной задачи - освоению художественного языка новых видов искусства XXI века, пришедших в регион в процессе культурного диалога с западным художественным миром. Осмыслению этих процессов внимание будет уже уделено на следующем “Аманате”. |