ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Легенды сарматского вождя Культура

Ольга Шишанова
Он - основатель и руководитель научно-реставрационной лаборатории “Остров Крым”, автор нескольких запатентованных методов реставрации.
Объединив воедино обширные знания в области реставрации, истории, археологии, культуры, прикладного искусства, химии, физики, ювелирного дела, он создал комплексный подход, позволивший увидеть в полуистлевших находках ценные источники информации. Это Крым Алтынбеков, чей вернисаж в рамках мероприятий “Астана - культурная столица тюркского мира” прошел в столичном Музее первого президента

- Крым, говорят, что все, к чему Вы прикасаетесь, становится настояшим шедевром или превращается в золото...
alt
- Мне приятно осознавать, что при моем участии восстанавливались уникальные исторические объекты, такие, как артефакты мавзолея Ахмеда Яссауи, серебряный оклад кафедрального собора в Алматы.
Свыше тысячи экспонатов прошли через мои руки, среди них уникальное оружие мамлюков, ювелирные украшения гуннов, многочисленные материальные свидетельства сакской культуры. В моей мастерской хранятся артефакты, найденные на казахской земле, относящиеся к различным историческим эпохам: от сакской до сарматской, от гуннов до древних тюрков. Я стараюсь вдохнуть новую жизнь в эти бесценные вещи, по кусочкам, шаг за шагом собираю воедино подлинные ценности, служащие подтверждением исторической правды: у нашего народа немало эпосов и сказаний - устных свидетельств исторических событий, но мало вещественных доказательств, подтверждающих их. А без них эти события - лишь легенды. Чтобы изучить и понять нашу историю, надо сохранить материальные ценности, несущие духовные послания прошлого, чтобы они стали живыми свидетелями вековых традиций нашего народа. Когда видишь, как бесценные памятники, которые должны заговорить, хранятся в музейных запасниках и продолжают молчать, сердце кровью обливается...
- Какой артефакт из таких молчаливых свидетелей истории имеет, по Вашему мнению, особенную ценность?
- Особую ценность представляет “Золотой человек” сакского периода - неизменный центр экспозиции музеев Казахстана, ставший неофициальным символом нашей страны, полную реконструкцию которого провел я, чем очень горжусь. Помните, как воспел акын Суюнбай историко-генетическую связь казахов с древними тюрками? “Волчья голова - мой клич, и на знамени моем волк...” Несомненно, Вы часто встречали в книгах и журналах древнетюркский штандарт с волчьей головой, в который мне также захотелось вдохнуть вторую жизнь.
- Сегодня знаменитая сокровищница Берела по праву считается одной из бесценных сокровищниц планеты. Вам доводилось заниматься консервацией и реставрацией произведений искусства древних жителей степи, открытых археологом Зайноллой Самашевым?
- Да, причем на меня легла особая ответственность. Потому что после осознания уникальности находки Самашев столкнулся с огромной проблемой: как сохранить и отреставрировать эти раритеты.
Проблема была и в том, что для того, чтобы вещи заговорили, их нужно было “вылечить”. Нужны были специалисты, нужны были средства. Работа потребовала огромной самоотдачи и наукоемкости.
Кроме того, это был физически тяжелый, грязный и порой небезопасный труд. Такая работа, конечно, не всем нравится. Но мне всегда были интересны те артефакты, которые хранят в себе большие тайны.
В найденных курганах Берела благодаря вечной мерзлоте сохранились останки представителей кочевой элиты. Вместе с вождем, захороненным в вырезанном из лиственницы саркофаге, и его матерью были найдены 13 лошадей в полном убранстве. Во время работы по восстановлению нас очень впечатлило ритуальное оформление лошадей: покрывало из шкур, тканей, золотой фольги, свинца, окрашенные в красный цвет седла, псалии, уздечки с разноцветными изображениями мифических животных. Когда я работал с ними, они начинали раскрываться и оживать, как весенние цветы. Это был очень захватывающий момент. Мне нравилось видеть, как они преображаются, и понимать, что в этом есть мой скромный труд.
alt
- Кто помогал Вам?
- Нам на помощь пришли итальянские меценаты и французские археологи, неравнодушные к культурному наследию человечества. Предварительный анализ находок показал, что органические материалы в составе большинства трофеев деградировали настолько, что ценные раритеты были на грани уничтожения. Усыпальница сакского вождя и его матери оказалась практически разграбленной, но самой большой опасностью стало воздействие проникших внутрь влаги и воздуха, начался процесс гниения артефактов. Работа по восстановлению началась с применения моего собственного изобретенного метода консервации размякших до степени “мокрой губки” золотых и серебряных украшений, древесины из погребальной камеры. Артефакты поместили в специальные боксы при определенной температуре и путем применения эффекта мягкой сушки, с учетом физико-механических свойств, их консервировали. На каждую вещь уходили долгие месяцы, а то и годы. Постепенно высыхая, вещь сохраняла свою первозданную форму, не подвергаясь деформации. Это было настоящей победой.
- Какие работы составляют основу нынешней выставки?
- На сегодняшнем вернисаже представлены уникальные реконструкции сарматского вождя, парадное убранство верхового коня Берельского вождя, ритуальный сакский светильник, ювелирные украшения, знакомящие с особенностями “звериного стиля”, предметы конского снаряжения и религиозного культа кочевых племен, живших в V-III веках до н.э., найденные в курганах Иссыка, Берела, Тенлика. Шиликты.
alt alt
Я бы вообще древних мастеров назвал уникальными. Глядя на их совершенную работу, кажется, что пик развития национального искусства в далеком прошлом. Взять хотя бы технологию литья: древние мастера великолепно владели пустотным восковым литьем, хотя это считается современным изобретением. Или микропайку: сегодня ее можно осуществить только с помощью увеличительных линз и специального устройства. Но раньше люди обходились без них и владели искусством микропайки в совершенстве!
К сожалению, современные художники-ювелиры не могут достичь того великолепного технологического уровня, секретами которого владели наши предки. Я постарался сделать так, что все берельские артефакты, каждому из которых более двух тысяч лет, после реставрации были официально занесены в реестр и сданы в музеи. Копии боевых коней из сокровищницы Берела заняли почетное место в государственных музейных экспозициях Астаны и Усть-Каменогорска.
alt alt
- Действительно, уникальные по своей сути древние находки удивляют не только красотой и изяществом исполнения. Поражает их философия, многообразие символов, которыми насыщены рукотворные памятники...

- Я уверен, что это именно то, что хотели сказать наши предки. Ведь каждое изображение - это не только образ того или иного животного, но и носитель огромного закодированного сообщения. И каждое такое сообщение нужно было расшифровать. Ведь прежде чем восстановить первоначальный вид вещи, нужно понять культуру, духовность, философское мировоззрение народа, его отношения с окружающей средой, с природой и космосом. Только тогда можно добиться успеха. Иначе реконструкция будет выглядеть как ни о чем не говорящая бутафорская пустышка-подделка.
- Какой предмет является самым дорогим и любимым из всего, с чем Вам приходилось работать?
- Все, что я сделал, стало частицей моей души. Но всегда, оглядываясь назад, я думаю, что мог бы сделать еще лучше. Мой любимый предмет - тот, который я еще не сделал.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение