|
Ольга Шишанова
Он - основатель и руководитель научно-реставрационной лаборатории “Остров Крым”, автор нескольких запатентованных методов реставрации.
Объединив воедино обширные знания в области реставрации, истории, археологии, культуры, прикладного искусства, химии, физики, ювелирного дела, он создал комплексный подход, позволивший увидеть в полуистлевших находках ценные источники информации. Это Крым Алтынбеков, чей вернисаж в рамках мероприятий “Астана - культурная столица тюркского мира” прошел в столичном Музее первого президента
- Крым, говорят, что все, к чему Вы прикасаетесь, становится настояшим шедевром или превращается в золото...
- Мне приятно осознавать, что при моем участии восстанавливались уникальные исторические объекты, такие, как артефакты мавзолея Ахмеда Яссауи, серебряный оклад кафедрального собора в Алматы.
Свыше тысячи экспонатов прошли через мои руки, среди них уникальное оружие мамлюков, ювелирные украшения гуннов, многочисленные материальные свидетельства сакской культуры. В моей мастерской хранятся артефакты, найденные на казахской земле, относящиеся к различным историческим эпохам: от сакской до сарматской, от гуннов до древних тюрков. Я стараюсь вдохнуть новую жизнь в эти бесценные вещи, по кусочкам, шаг за шагом собираю воедино подлинные ценности, служащие подтверждением исторической правды: у нашего народа немало эпосов и сказаний - устных свидетельств исторических событий, но мало вещественных доказательств, подтверждающих их. А без них эти события - лишь легенды. Чтобы изучить и понять нашу историю, надо сохранить материальные ценности, несущие духовные послания прошлого, чтобы они стали живыми свидетелями вековых традиций нашего народа. Когда видишь, как бесценные памятники, которые должны заговорить, хранятся в музейных запасниках и продолжают молчать, сердце кровью обливается...
- Какой артефакт из таких молчаливых свидетелей истории имеет, по Вашему мнению, особенную ценность?
- Особую ценность представляет “Золотой человек” сакского периода - неизменный центр экспозиции музеев Казахстана, ставший неофициальным символом нашей страны, полную реконструкцию которого провел я, чем очень горжусь. Помните, как воспел акын Суюнбай историко-генетическую связь казахов с древними тюрками? “Волчья голова - мой клич, и на знамени моем волк...” Несомненно, Вы часто встречали в книгах и журналах древнетюркский штандарт с волчьей головой, в который мне также захотелось вдохнуть вторую жизнь.
- Сегодня знаменитая сокровищница Берела по праву считается одной из бесценных сокровищниц планеты. Вам доводилось заниматься консервацией и реставрацией произведений искусства древних жителей степи, открытых археологом Зайноллой Самашевым?
- Да, причем на меня легла особая ответственность. Потому что после осознания уникальности находки Самашев столкнулся с огромной проблемой: как сохранить и отреставрировать эти раритеты.
Проблема была и в том, что для того, чтобы вещи заговорили, их нужно было “вылечить”. Нужны были специалисты, нужны были средства. Работа потребовала огромной самоотдачи и наукоемкости.
Кроме того, это был физически тяжелый, грязный и порой небезопасный труд. Такая работа, конечно, не всем нравится. Но мне всегда были интересны те артефакты, которые хранят в себе большие тайны.
В найденных курганах Берела благодаря вечной мерзлоте сохранились останки представителей кочевой элиты. Вместе с вождем, захороненным в вырезанном из лиственницы саркофаге, и его матерью были найдены 13 лошадей в полном убранстве. Во время работы по восстановлению нас очень впечатлило ритуальное оформление лошадей: покрывало из шкур, тканей, золотой фольги, свинца, окрашенные в красный цвет седла, псалии, уздечки с разноцветными изображениями мифических животных. Когда я работал с ними, они начинали раскрываться и оживать, как весенние цветы. Это был очень захватывающий момент. Мне нравилось видеть, как они преображаются, и понимать, что в этом есть мой скромный труд.
- Кто помогал Вам?
- Нам на помощь пришли итальянские меценаты и французские археологи, неравнодушные к культурному наследию человечества. Предварительный анализ находок показал, что органические материалы в составе большинства трофеев деградировали настолько, что ценные раритеты были на грани уничтожения. Усыпальница сакского вождя и его матери оказалась практически разграбленной, но самой большой опасностью стало воздействие проникших внутрь влаги и воздуха, начался процесс гниения артефактов. Работа по восстановлению началась с применения моего собственного изобретенного метода консервации размякших до степени “мокрой губки” золотых и серебряных украшений, древесины из погребальной камеры. Артефакты поместили в специальные боксы при определенной температуре и путем применения эффекта мягкой сушки, с учетом физико-механических свойств, их консервировали. На каждую вещь уходили долгие месяцы, а то и годы. Постепенно высыхая, вещь сохраняла свою первозданную форму, не подвергаясь деформации. Это было настоящей победой.
- Какие работы составляют основу нынешней выставки?
- На сегодняшнем вернисаже представлены уникальные реконструкции сарматского вождя, парадное убранство верхового коня Берельского вождя, ритуальный сакский светильник, ювелирные украшения, знакомящие с особенностями “звериного стиля”, предметы конского снаряжения и религиозного культа кочевых племен, живших в V-III веках до н.э., найденные в курганах Иссыка, Берела, Тенлика. Шиликты.
Я бы вообще древних мастеров назвал уникальными. Глядя на их совершенную работу, кажется, что пик развития национального искусства в далеком прошлом. Взять хотя бы технологию литья: древние мастера великолепно владели пустотным восковым литьем, хотя это считается современным изобретением. Или микропайку: сегодня ее можно осуществить только с помощью увеличительных линз и специального устройства. Но раньше люди обходились без них и владели искусством микропайки в совершенстве!
К сожалению, современные художники-ювелиры не могут достичь того великолепного технологического уровня, секретами которого владели наши предки. Я постарался сделать так, что все берельские артефакты, каждому из которых более двух тысяч лет, после реставрации были официально занесены в реестр и сданы в музеи. Копии боевых коней из сокровищницы Берела заняли почетное место в государственных музейных экспозициях Астаны и Усть-Каменогорска.
- Действительно, уникальные по своей сути древние находки удивляют не только красотой и изяществом исполнения. Поражает их философия, многообразие символов, которыми насыщены рукотворные памятники...
- Я уверен, что это именно то, что хотели сказать наши предки. Ведь каждое изображение - это не только образ того или иного животного, но и носитель огромного закодированного сообщения. И каждое такое сообщение нужно было расшифровать. Ведь прежде чем восстановить первоначальный вид вещи, нужно понять культуру, духовность, философское мировоззрение народа, его отношения с окружающей средой, с природой и космосом. Только тогда можно добиться успеха. Иначе реконструкция будет выглядеть как ни о чем не говорящая бутафорская пустышка-подделка.
- Какой предмет является самым дорогим и любимым из всего, с чем Вам приходилось работать?
- Все, что я сделал, стало частицей моей души. Но всегда, оглядываясь назад, я думаю, что мог бы сделать еще лучше. Мой любимый предмет - тот, который я еще не сделал.
Астана |