ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



И королей нет, и шуты вымерли Культура

Ольга Шишанова
Пьесу Иран-Гайыпа “Заклятие Коркыта” в столичном государственном академическом русском драмтеатре имени Горького планирует поставить известный литовский режиссер Йонас Вайткус. Несомненно, предстоящая работа с мастером - настоящая удача, как для казахстанских артистов, так и для зрителей

- Господин Вайткус, находясь в Астане, Вы в первую очередь захотели посмотреть на фестиваль кочевой цивилизации “Тысячелетия вокруг Астаны”. Почему?

- Я давно интересуюсь национальной драматургией, музыкой, фольклором. Еще в конце 70-х годов мы делали совместный тематический проект с композитором Бронюсом Кутавичюсом, затем я сотрудничал с другим известным композитором Литвы Феликсасом Байорасом. Меня увлекает все, что связано с национальной культурой, ее корнями, общими для разных народов темами и мотивами. Прочитав предложенный мне материал, я понял, что у балтийской и тюркской культуры есть немало созвучных вещей. Например, в отношении к природе, стихиям, к музыке и поэзии, а также это образ независимого творца из народа, создающего прекрасные произведения. Я очень надеюсь, что природа будет продолжать влиять на сущность людей, и значит, человек не потеряется. Он будет помнить, что тоже является созданием природы, и станет заботиться о гармонии мира, чтобы жить дальше.
- Каким Вы видите спектакль?
- Задача режиссера - донести до зрителей суть истории Иран-Гайыпа, форма же родится в процессе работы. В постановке будет много музыки, поэзии, вы увидите инсталляции, пластические композиции. А воплотить задуманное мне поможет кобыз, звучание которого меня сразу покорило. Этот инструмент звучит божественно - и соло, и в составе оркестра, он может рассказать обо всем. Его звуки щемящие, печальные и вместе с тем теплые, они похожи на человеческий голос. Звучание кобыза сродни нашим старым литовским песням - медитативным, с простой мелодией. Инструмент напомнил мне голос одного знакомого старого человека, народного мастера, уже ушедшего от нас. Я словно услышал его тембр, интонации. Кобыз мог бы сыграть то, что он говорил...
- А как проявлял себя Йонас Вайткус до того, как стал профессиональным режиссером? Вы как-то преобразовывали мир вокруг себя?
- Быт строился вокруг многочисленных проектов, в которых я участвовал: что-то делал в театре, организовал музыкальный ансамбль, популярный в Литве. Наконец, в маленьком городке Друскининкае поставил полнометражный спектакль с самодеятельной труппой, в которой играли местные врачи.
- Режиссерами рождаются или становятся? Как Вы пришли в режиссуру?
- Режиссерами, конечно, рождаются, но потом становятся. Если хочешь им стать, то надо очень долго учиться и работать. А в режиссуру я пришел из-за того, что еще в школе понял, что мне хочется этим заниматься. Режиссер занимается всем: музыкой, театром, игрой, декорациями и костюмами. Может творить свой мир!
alt
- Что такое театр для Вас?

- Это способ мышления и реализация своей позиции вместе с актерами через спектакли. Я считаю, что театр должен быть активным и опасным для любого правительства.
- Вы хронический оппозиционер по отношению к любой власти?
- Так и должно быть. Театр должен быть свободен от того, что мешает ему говорить все, что он хочет. Шут при сильном короле может говорить все! Сильному королю не нужно беззубое существо. Но у нас сегодня и королей нет, и шуты вымерли.
- Что же такое театр Йонаса Вайткуса?
- Это такое место, в котором я обязан превращать. Звук должен быть видимым, а видимое должно быть слышимым. Голос должен быть таким, чтобы все видели место, а краска должна быть такой, чтобы мы чувствовали запах. В этом смысле театр тоже должен стремиться к тому, чтобы музыка звучала не просто для уха, но и для глаза, а человеческий голос передавал не просто информацию, а то, что волнует подсознательно: некую энергию, лучи, тепло.
- Вы ставили и преподавали за границей. Говорят, там актеры более тренированны?
- Да, там меньше проблем. Хотя в зависимости от материала у них возникают свои проблемы. Если материал требует владения текстом, как направленным лучом, то нужна совсем другая подготовленность актера. Все упирается в то, насколько наше тело преодолевает тяготение к земле, насколько мы можем поднять себя в такие вещи, которые создают ощущение, что ты летаешь, гипнотизируешь. Но ты сам должен в это верить на сто процентов: быть не циничным, внутренне готовым, чистым, прозрачным. Это есть, например, в Пекинской опере...
- Каковы для Вас образцы актерского мастерства?
- Например, в Ленинграде, будучи студентом, я видел несколько спектаклей “Берлинер Ансамбля” с Шалем, известным актером. Вот этот актер показался мне близким к тому, что я хочу. Или негритянский балет Элвина Эйли. Я смотрел и думал: вот тела, для которых нет почти ничего невозможного. Или Пекинская опера - как они владеют профессией! И музыкальны, и эксцентричны, и акробаты, и голоса. Или театр Кабуки, где просто не бывает случайностей. Ведь наш актер как? Раз талант есть, вдохновение найдет, слова знаю - все будет в порядке. А там нет ни одного шага, которого бы он не знал и не видел себя со стороны.
- Есть ли актеры, с которыми Вам легко было работать, на которых Вы даже времени не тратили?
- Время тратить все равно нужно, но сколько - зависит от того, как он слышит и как он сам себя умеет привести в требуемое состояние, на нужный уровень. На самом деле немного актеров, которые способны сделать это очень легко и без всяких усилий. Ведь почему матери боятся, что их сын пойдет в актеры, а дочь - в актрисы? Потому что это очень деструктивная профессия, нечистая. И надо быть очень сильным человеком, чтобы выдержать разрушительное окружение.
- А режиссерская профессия тоже деструктивна?
- Конечно, она опасна. Но она более ответственна. И без своего какого-то мира, веры и ценностей ты не можешь быть режиссером.
- Говорят, Вас не интересует психологический театр, то есть, работая с актерами, Вы что-то имеете в виду, но они об этом не знают?
- Вовсе нет. Психология - это основа, на нее опираешься, как самые фантастические произведения опираются на реальность. Если у актера есть яркое видение, если он знает, как персонаж ходит, ест, общается, то через свою технику, через свое воображение он понимает, как его герой будет себя вести в самых неожиданных ситуациях. Но! Для того чтобы персонаж проявился в объеме, в соотношении с обществом и с окружением, надо создавать вокруг него мир, может быть, не очень реальный, может быть, несущий какие-то знаки. И тут появляется музыка, шумы, цвет. Это не картинка реальности, а организм спектакля, новое существо.
Разве психологический театр - это значит натурально, как дома? Театр по определению - игра, поэтому стремиться к правдоподобию не надо. Если я играю в футбол, я ведь не могу ударить или убить, хотя есть это желание. В театре, к сожалению, исчезает ощущение опасности, и зритель не ходит, особенно мужчины. Женский театр стал, нет чувства, что на грани. Нет жертвенности. Чтобы зрители поняли, что это и игра, и вместе с тем - жертвенность, горение, включение другого пульса, совершенно другой внутренней жизни. Должно гореть!
- Друзьям, наверное, с Вами нелегко?
- У меня нет друзей, я не знаю, что это такое - друзья. Я долго не могу общаться на бытовом уровне. Мы друзья, пока мы работаем, пока находим в работе общий язык с художником, с композитором, с актерами. Я люблю, когда совместно делается то, что соответствует твоим видениям. А так - я не знаю, что говорить, что совместно делать. Может, сесть и выпить? Людей лучше наблюдать со стороны, особенно красивых. Красота вообще для меня убийственная вещь - в романе, фильме, музыке, человеке, танце, спорте. Я вижу, какая пропасть между мной и идеальной красотой - скажем, пианистом, который играет так, что ты не понимаешь, как это возможно.
Вот идеальный коллектив актеров просто невозможен. Я подтягиваю их, стараюсь приподнять, ориентирую на того, кто уже повыше, они чувствуют, какая пропасть между ними и тем, кто впереди. Процесс живой, но болезненный, потому что, чем дальше идешь, тем больше понимаешь, что идеала ты не получишь. И тогда я начинаю понимать - красота мир не спасет...

Астана


Справка “НП”
Йонас Вайткус - литовский режиссер театра и кино. Родился 20 мая 1944 года. Высшее образование получил в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии (Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства), позже учился на двухгодичных курсах Государственного комитета по кинематографии в Москве.
Работал главным режиссером Шауляйского драматического театра, Каунасского государственного драматического театра, режиссером на Литовской киностудии, художественным руководителем Государственного литовского драматического театра.
Преподавал актерское мастерство в Литовской академии музыки и театра, американском Эмерсон-колледже, норвежском Статен-Театре, Хельсинкской государственной высшей театральной школе, Копенгагенской национальной театральной школе, Краковской театральной академии.
Шесть лет являлся художественным руководителем Государственного литовского драматического театра.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение