|
Гульнара Кузбакова
В 2012 году Астана выбрана культурной столицей тюркского мира. В начале года в столице прошел Международный фестиваль тюркской музыки. Весной состоялась Международная научно-практическая конференция. Не менее значимым в этой череде событий явился состоявшийся в июне конкурс традиционного исполнительства тюркоязычных стран имени Коркыта
Первый конкурс-фестиваль имени Коркыта прошел при содействии Министерства культуры и информации РК и Казахского национального университета искусств. Неоценимую поддержку форуму оказал Турецкий культурный центр имени Юнуса Эмре.
Отличительной чертой конкурса явилось не столько состязательность, сколько единение тюркских культур, породнение звуковых миров. Цель мероприятия - способствовать формированию культурной политики тюркоязычных государств.
Коркыт - по традиционным верованиям, первый музыкант и шаман - является объединяющим началом и достоянием для тюркских культур. Музыкальный форум также призван содействовать сохранению и развитию школы, подъему значения кобыза для культуры Казахстана.
Если в советский период тюркские народы были разобщены, что явилось следствием имперской тоталитарной политики, то теперь настало время познать свои корни, историю, объединяться на основе этнической общности. Тюркские инструменты типа казахского кобыза и сыбызгы, саз сырная и шанкобыза, сохранившись у всех тюркских народов, звучат и в наши дни, продолжая тем самым общую историю Великого тюркского Эля.
Состязание проходило в два тура, где участники демонстрировали исполнительское мастерство, представляя на суд жюри и зрителей произведения песенной и инструментальной традиционной музыки - песни и кюи тюркоязычных народов.
Оценивало конкурсантов жюри, членами которого были видные деятели культуры Казахстана: Меруерт Каленбаева, Раушан Мусаходжаева, Базархан Косбасаров, Абдиманап Жумабекулы, Кундыз Каламбаева, Едиль Хусаинов, Талгат Мукушев и другие, а также тюркских стран - Лала Гусейнова (Азербайджан), Жусуп Айсаев (Кыргызстан), Гайратдин Утемуратов (Узбекистан).
Среди лауреатов конкурса молодые музыканты, принимающие эстафету преемственности традиции, - кобызисты Максат Медеубекулы, Айгерим Карсакбаева и Адилет Азбаев, Гаухар Смагулова (шанкобыз), Серик Нурмолдаев (сыбызгы), Нурбану Журтекина (саз сырнай) и другие.
Жюри единодушно отметило выступление магистрантки КазНУИ Астаны Мадины Сулейменовой, присудив ей первое место в одной из номинаций. Ее игра на жетыгене выделялась развернутыми композициями, новаторскими исполнительскими приемами, виртуозными элементами. Подобный подход при бережном сохранении традиционного наследия жетыгена продвигает древний казахский, являющийся также и общетюркским, инструмент на новую ступень.
Гран-при завоевал кобызист Тохтар Аграев, студент первого курса Астанинского Казахского национального университета, который, несмотря на юный возраст, продемонстрировал зрелый исполнительский стиль, владение звуковой палитрой инструмента.
Яркие выступления также показали зарубежные участники: Азамат Отунчиев из Кыргызстана, Рами Караев и Камиль Набизаде из Азербайджана.
Идейным вдохновителем и инициатором конкурса стал известный деятель культуры, исполнитель на кобызе Алькуат Казакбаев, произведения которого, кстати, исполняли конкурсанты. Замысел состязания, где участниками стали бы исполнители на тюркских инструментах, Алькуат вынашивал несколько лет. Идею поддержала народная артистка РК, выдающаяся скрипачка, ректор Казахского национального университета искусств Айман Мусаходжаева, создав тем самым прецедент события подобной значимости.
Организаторы мероприятия планируют проводить Международный конкурс имени Коркыта регулярно, осуществляя его переезд в различные города и страны. Так, решено на следующий год провести форум в Турции.
Члены жюри и конкурсанты, сами того не подозревая, вошли в историю нового фестиваля, так как значение его для культуры Казахстана и родственных тюркских народов неоценимо. Фигура Коркыта, высоко почитаемая во всех тюркских странах, объединяет многие народы и служит духовным символом для дальнейшей интеграции этносов. |