|
Айгерим Бейсенбаева
О жизни и смерти не обязательно говорить серьезным тоном. В этом убежден режиссер-постановщик Владимир Крылов.
Под занавес театрального сезона на сцене ТЮЗа имени Сац Крылов представил спектакль “Справочник Сингапура”, поставленный по пьесе итальянского драматурга Луиджи Лунари “Трое на качелях”.
Пьеса в несколько анекдотической форме поднимает серьезные философские вопросы - по словам режиссера, намерений “загрузить” зрителя на все лето вплоть до открытия следующего сезона у авторов не было
Интригующую тему пограничных состояний совсем недавно поднимал Русский театр драмы имени Лермонтова. Местным театралам была представлена пьеса Эрика-Эммануэля Шмитта “Отель двух миров”, постановку которой осуществил Игорь Гонопольский. Новый спектакль “Справочник Сингапура” раскрывает вышеупомянутую философскую тему камерно, на малой сцене, но опять же не без затей.
История начинается хрестоматийно. Встречаются как-то Командор, Капитан и Профессор... Нет, не так. Встреча их не кажется случайной с самого начала. Трое совершенно разных людей - различного рода деятельности и, пожалуй, уровня интеллекта - натыкаются друг на друга в загадочном помещении, в котором один ожидал найти пансионат, другой - издательство, а третий... я уже и не помню что, однако не сложно догадаться, что место не простое.
Сбитые с толку путаницей с адресами герои обнаруживают и другие странности - в комнате три двери, и каждая из них открывается только тому, кто через нее изначально зашел. А с погодой у подъезда и за окном тоже творится что-то неладное. Да что там за окном, тут даже за дверцей холодильника своя атмосфера!
И вот тут начинается то, что режиссер из скромности, а может, в силу своего убеждения в уместности “несерьезного подхода к серьезному” назвал “пустой болтовней”. Командор, Капитан и Профессор, что выясняется в ходе бесед и монологов, оказываются настолько разными людьми, с таким непохожим мировосприятием, что всех этих технических загадочностей могло бы и не быть по сюжету, а противоречия бы остались.
Каждый из них видел бы только то, что хотел, конечно, в меру своего интеллекта и склада характера. Эта троица не способна к взаимодействию настолько, что кажется, каждый из них действительно пребывает не только в отдельной комнате, но и в своем собственном мире.
Капитан (Григорий Ефимов) - несколько ограниченный вояка, без страха смотрит вперед и, несмотря на таинственные явления, продолжает заниматься самыми обыденными делами. Парит ноги в тазу, попивает “волшебный” алкоголь и рубится в карты.
Его оптимизма не разделяет Командор (в исполнении актера Евгения Жуманова). Он трепещет перед необъяснимым так, что эта нервная судорога, кажется, передается зрительному залу.
Третий участник паранормального действа - Профессор (Ильяс Турманов), в свою очередь, старается найти объяснение всему и, как ни странно, находит.
Усугубляет положение героев, находящихся в загадочном и по сюжету замкнутом пространстве, внезапно являющаяся Женщина. И, конечно, пресловутый справочник Сингапура, в который таинственным образом вписаны наши персонажи, итальянцы, проживающие на бесконечно далеком расстоянии от Юго-Восточной Азии. Мистическая тема подается в спектакле так, что и в летний зной явственно ощущаешь холодок по коже.
Об истории постановки спектакля “Справочник Сингапура” и о его дальнейшей судьбе рассказал режиссер Владимир Крылов.
- Владимир, чем Вас привлекла пьеса Лунари “Трое на качелях”?
- Изначально идея поставить этот спектакль произошла из внезапно накатившей депрессии. Возникло ощущение, что не все те годы, что нам отведены Богом, мы действительно проживаем. Сколько лет мы теряем совершенно напрасно.
Отражение этих мыслей я увидел в пьесе Лунари. Вообще, все мои идеи - это совпадение моего мироощущения и прочитанной пьесы.
В нашем репертуарном отделе лежит несколько моих пьес, и, вероятно, возникла необходимость в постановке именно этого спектакля. Директор театра Надежда Григорьевна Горобец подошла ко мне и сказала: “Приступай, дорогой”. И я приступил.
- Уместны ли, по-Вашему, поднимаемые в спектакле глубокие философские вопросы в контексте закрытия театрального сезона? Не лучше ли было отпустить зрителя на летние каникулы “навеселе”?
- Тему жизни и смерти мы постарались подать легко и ненавязчиво. Это была главная идея - не грузить зрителя. Потому у нас и на программке самая примитивная картинка - троица нарисованных героев уплывает в закат. Три человека плывут, а куда - непонятно.
И, как я посмотрел, никто из зрителей не загрузился особо, не приуныл.
- Обычно спектакли ставят с двумя взаимозаменяемыми составами. Вы же решили поставить пьесу силами старшего и младшего поколений актеров театра. Все, кто видел постановки, говорят, что получились два разных спектакля.
- Это момент, никак не связанный с тематикой спектакля и с практикой замены. И никакой фишки мы из этого не делали. Просто молодежью нужно заниматься постоянно. Чтобы они пробовали себя, играли разные роли. Это будущее театра, но молодых актеров надо тренировать.
Из таких соображений мы и взяли вторым составом молодых актеров. “Старики”, они и так сыграют! Неужели кто-то будет сомневаться в актерском таланте Евгения Жуманова? Или Григория Ефимова? Ильяса Турманова?
А вот молодежи надо попробовать себя. Не все же в сказочках прыгать...
- Молодые вытянули эту глубокую тему?
- Они сделали больше, чем я предполагал. Бывает, что молодые побеждают опытных актеров, когда в их постановке легкость, энергия, ощущение радости.
Правда, премьеру я не смотрю обычно, только генеральный прогон. Как только появляется зритель, я просто слушаю зал, сидя за кулисами.
- Слышала, что Вы планируете серьезно доработать спектакль. С чем это связано?
- Там есть, над чем работать. После того, как мы в первый раз проверили спектакль на зрителе, стали видны все недочеты и упущенные возможности. Без зрителя обычно очень сложно сообразить, где слабые места спектакля.
Конечно, объем изменений будет зависеть от времени, которое нам выделит театр для работы над постановкой. Вообще, спектакль живет, пока меняется. И меняться он должен не режиссером, а самими актерами, которые живут и развиваются, и привносят это новое в спектакль. Режиссер в процессе дальнейшей жизни и развития постановки обычно играет маленькую роль. Это все актеры. |