|
Ольга Шишанова
Где бы была сейчас печатная реклама, если бы не искусство рекламных фотографов, которые каждый день ищут новые выразительные средства, способы передачи идей агентства, которые устроили бы всех: и клиентов, и агентства, и, самое главное, аудиторию
Некоторые из таких фотографов преуспели в искусстве высокохудожественной печатной рекламы больше, чем другие. Они не просто делали и делают снимки для принтов, они меняют стандарты, повышают планку и двигают всю индустрию вперед.
К таким личностям, пожалуй, стоит отнести голландского фотографа Эрвина Олафа, выставка которого проходит в столичном Назарбаев-центре в рамках Недели Голландии в Астане.
Искусствоведы говорят, что клиенты Эрвина Олафа знают, на что идут. Доверяя фотосессию для рекламных кампаний этому странному человеку, но мастеру фотографии, они расписываются в своей готовности к смелому, нестандартному и вызывающему взгляду на окружающий мир.
Помимо этого Эрвин хорошо известен как один из самых скандальных имиджевых фотографов. Многие его работы, носящие ярко выраженный провокационный характер, вызывают остро негативную реакцию со стороны Ватикана и общественности.
К слову - на выставку в Астану привезли 62 фотографии Олафа, но выставили только сорок. Наверняка 22 фотографии не прошли цензуру, а значит, нашим соотечественникам - любителям прекрасного и не очень, снова придется знакомиться с основными произведениями посредством всемирной паутины, которая пока не закрыта наглухо.
С виду голландский фотограф Эрвин Олаф - гламурный китчевик. При этом все формальные признаки глянца налицо - большие яркие отпечатки, анилиновые цвета, узнаваемые фотомодели. Правда, в этом прекраснейшем из миров все сложно: облаченный лишь в джинсы Diesel отличного сложения молодой человек, имитирующий садомазохистскую сценку, на самом деле создает положительный имидж производителя указанного товара народного потребления. Таким образом художник использует свой острый ум и оригинальное видение мира для создания сатирического портрета нашего современного общества потребления.
“Я думаю об этих людях, как о героях, а у каждого героя есть психология. Я не фотографирую моделей так, как это делают другие - скачущих и прыгающих, так что они всегда спрашивают меня, что им делать. Я не хочу, чтобы они были мрачными или угрюмыми, я хочу, чтобы они сами поняли и прочувствовали свое повествование и контекст, даже если мы сами этого до конца не понимаем. Я беру моделей в заложники - работаю только так и никак иначе”, - говорит сам художник.
|
Эрвин Олаф. Автопортрет |
Когда-то Эрвин Олаф учился на фотожурналиста, потом занялся так называемым “современным” искусством - фиксировал события в туалетах амстердамских дискотек, участвовал в оформлении оперных и балетных спектаклей, вместе с Рэмом Колхаасом построил туалет в Гроннингене. В 1996 году объявил свой переход в стан коммерческой фотографии. Вот краткий список его свершений - Diesel, Levis, Hennessey Cognac, Rifle, Camel, Heineken, Nokia, Microsoft...
При этом его агрессия по отношению к мещанским и общечеловеческим ценностям со временем вовсе не ослабла, но даже стала прогрессировать. Оказалось, что критиковать и подрывать систему удобнее всего методом Штирлица-Исаева, проникнув на командные высоты этой самой системы.
“Мне нравятся люди, которые что-то ставят под сомнение. Если вы в чем-то уверены - значит, это уже не творчество: где-то вы это видели. Главное - быть не первым, а единственным”, - считает мастер эпатажа.
Визуально изысканные и концептуально провокационные его изображения бросают вызов таким мировым тенденциям, как лицемерие, жестокость, культура потребления и социальный контроль. Один из самых известных и оригинальных его проектов - серия работ “Королевская кровь” (The Royal Blood), иллюстрирующая обстоятельства смерти известных исторических личностей.
Здесь самым, пожалуй, скандальным и неоднозначным изображением проекта является фотография принцессы Дианы с эмблемой “Мерседеса”, врезавшейся в ее окровавленную руку. Однако изображения других известных исторических фигур, одетых во все белое и забрызганных алыми пятнами крови, заслуживают неменьшего внимания.
Фигуры в его сложных композициях будто замерли в созерцательном ожидании, не в силах шевельнуться. В своих снимках он использует реальных людей с их настоящими историями, а не фотомоделей, но ставит их в выбранные условия и тщательно контролирует их поведение в кадре.
Считается, что Эрвин Олаф - один из главных современных фэшн-фотографов, продающийся и выставляющийся как художник, известен также несколькими каноническими образами нулевых. В одной из своих предыдущих серий Олаф, как уже говорилось, много работающий с коммерческой фотографией, возвращается к позам и композициям позднего Возрождения и барокко.
При этом он признает, что европейское кино 70-х прошлого столетия очень повлияло на его видение мира: его фото отсылают к сценам из Альмодовара, позднего Феллини и раннего Линча.
Одна из его серий The Fall в теплой бежево-коричневой гамме - кинематографические портреты моделей юношей и девушек. Искусно выписанные до самых мелочей, идеальные портреты разрушены случайностью и несовершенством: модели всего лишь моргают в момент фотосъемки. Так фотограф разрушает стереотип идеального восприятия:
“Меня заинтриговала идея снимать портреты застывших моделей, где мелочи вне синхронизации. Мне кажется, это новый тип сексуальности - снимать красивую модель, моргающую в неподходящий момент, или ставить камеру так, что на фото видны неудачные ракурсы и недостатки. Очень волнительно видеть, как крошечное неидеальное действие остается замороженным в фотопортрете...”
фото Влад Бородин
Астана |