|
Ольга Зорина
Фраза эта принадлежит архитектору, поэту, художнику, фотографу, музыканту, путешественнику Бахыту Аширбаеву. На днях в свет выходит новый сборник его стихотворений и эпиграмм “Навстречу цели” и начинается реализация необычных для нашей страны проектов, автором и вдохновителем которых он является
Бахыт Кенжеев, Бахыт Каирбеков, Бахыт Аширбаев, это триБтих нашего времени, три линии, которые волею дружбы и общих интересов пересекаются не где-нибудь, а в Шымкенте.
Хотя первый - известный писатель - живет в Канаде, второй - режиссер, поэт - алматинец, ну а третий “для других держав убит Шымкентом”, как однажды о нем напишут. А пишут об Аширбаеве и журналисты, и поэты, и режиссеры, и сценаристы, посвящая ему, например, вот такие строки: “Как охватить всю дерзость Одиссея, желающего мир в себя вобрать? По всем ремеслам щедро так рассеян, так жадно хочешь все успеть объять!”
А после организованных Бахытом “Бесед на Шелковом пути”, участие в которых приняли видные культурологи Мурат Ауэзов, Сафар Абдулло, Николай Анастасьев, Шариф Шукуров, последний, знаменитый в мире доктор искусствоведения, востоковед, назвал Аширбаева человеком эпохи Возрождения.
А кто против, если получается у человека заниматься одновременно многими творческими делами. К примеру, он создал киностудию, на которой сняли 140 клипов для музыкантов Казахстана, 30 документальных фильмов, один из которых получил Гран-при фонда “Сорос” за историю о Туркестане. А 10-серийная кинолента о памятниках культуры Южного Казахстана мобилизовала в какой-то степени большие силы на поиск, реставрацию, консервацию и документацию истории. Все эти немалые проекты одного человека вполне могут повлиять на отношение людей к прошлому и поспособствовать формированию современного культурного образа и стиля жизни казахстанцев.
Аширбаев в профессиональной среде - архитектор, автор музея в древнем Отраре, КНБ в Шымкенте, пансионата в Чолпан-Ате (Киргизия), практически всех объектов реконструкции Туркестана, дендропарка и парка Независимости в Шымкенте и других проектов. В алматинской и шымкентской тусовке - музыкант, играющий на саксофоне, кларнете, флейте, гитаре, поэт, балагур и чрезвычайно интересный собеседник.
Его знает вся творческая интеллигенция Казахстана, но и за пределами страны он находит родных по духу, определяя близких по южной ментальности.
Среди его друзей - ученые, артисты, писатели и музыканты со всего мира. В общении с неординарными людьми, в разнообразии занятий, по признанию самого Бахытжана, состоит его счастье, впрочем, и имя его переводится как счастье и определяет, видимо, круговорот событий, в котором замешан и сам Бахыт, и его постоянно пополняющееся окружение.
- Бахытжан, у Вас выходит книга и начинается реализация новых проектов, способных несколько изменить общее представление об архитектуре в Казахстане. Давайте поговорим об этом, но сначала хочется узнать вот что - как Вам удается сохранять постоянное равновесие и создавать вокруг себя бурлящий поток приятных встреч, событий и проектов?
- Я в эту жизнь пришел, во-первых, для того, чтобы раскрыть себя, но раскрываясь, зацепить идеями и информацией как можно больше людей, заразить этим и самому у других поучиться.
Нельзя быть скуксившимся, закрытым. Это же тоскливо и скучно быть, допустим, только юристом, адвокатом или гаишником, который хочет, чтобы и его сын стал гаишником. Это неправильная тенденция трудовой династии. Мне многие говорят, что я то туда, то сюда кидаюсь, то стихи пишу, то саксофон осваиваю, и чего-то профессионального ни там, ни там не добился. Да и не хочу я. Считаю, что самое главное для меня - это все попробовать. Мне жить интересно, и я пытаюсь других расшевелить. Мне всегда любопытно познавать новое, и я получаю наслаждение от этого!
Я считаю, необходимо создавать разные проекты. К примеру, мы с единомышленниками, в составе которых известный культуролог Мурат Ауэзов, кинорежиссер Сергей Азимов, издаем журнал “ЮГ”. Он о культуре, о самых выдающихся людях, близких южной ментальности.
- Что значит южная ментальность? Само понятие “юг”?
- Это пассионарность*. Для меня юг - не конкретно Южный Казахстан или другая местность, это нечто другое. У казахов юг пишется как оѓтљстiк, а переводится как “правый”, в семантике этого слова совместилось два понятия - “правая сторона” и “правда твоя”. Ты прав, ты правильной дорогой идешь. Южность - это неуспокоенность, вечное движение, изменение. Почему мамонт лежит веками? Потому что он солтљстiк - замороженный (сол - левый, северный). Людей должно объединять движение, а мы можем их к этому подтолкнуть.
*Пассионарии являются людьми нового склада в популяции и ломают сложившийся уклад жизни, из-за чего вступают в конфликт с обществом. Они организуются в группы (консорции), те, в свою очередь, становятся ядрами новых этносов, образующихся обычно через 130-160 лет после “толчка”, и выдвигают идеологии, становящиеся их доминантами.
Досье“НП”
Бахыт Аширбаев - архитектор, поэт, художник, фотограф, музыкант,путешественник.
Награжден почетной грамотой Президиума Верховного Совета КазССР (1980), орденом “Курмет” (2000), дипломом Международной биеннале в Болгарии (2000), дипломом 1-й степени Международного форума Союза архитекторов РК в г. Алматы (2001), дипломом 1-й степени и Гран-при Международного форума Союза архитекторов РК в г. Астане (2001), золотым дипломом Международного фестиваля Союза архитекторов в г.Москве (2002), серебряным дипломом Международного фестиваля Союза архитекторов в г.Москве. |