|
Айгерим Бейсенбаева
В Алматы прошло выступление американской труппы современного танца Шона Каррена. Продолжительный гастрольный тур коллектива по Центральной Азии охватил Алматы, Астану и Павлодар. Коллектив не только выступит перед публикой, но и даст мастер-классы для артистов театра современного танца “Самрук” и для студентов хореографического училища Алматы.
Организаторами гастролей стали Государственный департамент США, Посольство США в Казахстане и Бруклинская академия музыки
Известный хореограф Шон Каррен называет себя послом современного американского танца за границей. “Я хотел бы объяснять людям, что современный танец не так уж страшен, - говорит Каррен о своем направлении. - Он вполне может вам понравиться. Современный танец представляет собой абстрактный визуальный язык. Мы не подражаем сценам из жизни - мы исполняем своего рода современные городские народные танцы”.
Труппа Каррена соединяет ирландские народные традиции с американским танцем в стиле модерн, создавая нечто новое и неординарное. Состав танцевальной группы также поистине уникален. Каждый из танцоров обладает своим характером и темпераментом, которые находят выход в танце. И у каждого из них, как рассказал сам Шон Каррен, был свой путь в танцевальное искусство.
Элизабет Кокер Гирон - танцовщица и креативный директор группы, пришла из классического балета. Она привнесла свое видение в концепцию танцев. Ребекка Арендс, в свою очередь, яркая и гибкая, ее танец похож на тонкий флирт. Энтони Джулиетти - настоящий атлет, использующий свою силу и умения в танце. Шэйн Рутковски, танцор с непревзойденной техникой, бывает чудаком или рок-звездой, а иногда и тем и другим. Рэйчел Салцман - самая юная участница коллектива, раньше работала в цирке. Она танцовщица, способная балансировать на грани хореографического и циркового искусства.
Среди танцоров труппы, по словам Каррена, также есть выпускник философского факультета, специалист по афроамериканской истории, писатель, учитель и хоккейный тренер.
Накануне единственного выступления в Алматы известный хореограф Шон Каррен рассказал о своем коллективе и об отношении к современному танцу в США.
- Господин Каррен, Вы начинали свой путь с ирландских народных танцев. Что привело Вас в современный танец?
- Мои родители ирландского происхождения, и потому в детстве меня окружала ирландская культура - язык, танцы, музыка. Мы с сестрой с юного возраста выступали с ирландскими танцами перед публикой - на свадьбах, семейных торжествах, в узком кругу, одним словом. И мне тогда, помнится, очень понравилось, как все это воспринимает публика.
В то же время во мне всегда сидел какой-то жучок, подвигающий меня к самовыражению с помощью искусства, причем самых необычных его видов. Performing bug, как мы его называем. Могу также добавить, что в мир современного танца меня привела музыка.
В течение пятнадцати последующих лет я работал с танцевальной группой Билла Джонса и Арни Зейна и в одном американском шоу. Все это время я мечтал стать хореографом и создать свою труппу.
- У нас в стране направление современного танца воспринимается как нечто смелое, новое. Все, что делают наши труппы и танц-театры, позиционируется как некий эксперимент. Публика к тому же не всегда понимает такого рода представления. Как с этим обстоит дело в США?
- Вы не поверите, но такое же отношение к современному танцу наблюдается и в Нью-Йорке. Большая часть танцоров, 60 процентов, работает на таких неофициальных, экспериментальных площадках. В Нью-Йорке все коллективы делятся на две категории. Downtown представляет экспериментальное направление. И Uptown - это труппы, признанные публикой, для широкого круга зрителей.
Современный американский танец сравним с абстрактной картиной. Она может быть непонятна, непривычна, может раздражать глаз. Многие люди не понимают и, как следствие, не принимают современный танец. На самом деле, зрителям было бы гораздо интереснее смотреть, если бы они не пытались найти во всем этом какой-то особый глубинный смысл. Современный танец - это язык общения. Мы не рассказываем какую-то историю, скорее, мы просто разговариваем с публикой, хотя наш язык не всякому зрителю понятен.
- Что, по-Вашему, первично в таком танце - движения или идея?
- Вообще, существует множество подходов к современному танцу. Один из хореографов, Марк Моррис, считает, что первостепенна музыка. Она как раз рождает мысли и движения. В моем случае музыка также зачастую подсказывает, какими должны быть движения в танце.
Если же вспомнить истоки направления, то в 60-х годах, когда современный танец только зарождался, основополагающим элементом была все-таки идея. Подход был концептуальный. Люди считали, что танцы должны рассказывать какую-то историю.
Сейчас же у каждого отдельного танцора свое собственное видение того, каким должен быть современный танец.
- Вы говорили об особой роли музыки в Вашем творчестве. Какую музыку Вы, к примеру, используете в композициях, представляемых в Казахстане?
- Музыка является двигателем всего представления. Концерт, который мы давали в Алматы, состоял из трех частей. Первая - Metal Garden, постановка под музыку двух современных композиторов Тиггера Бенфорда и Питера Джонса. Композиция представляет собой интересную импровизацию в джазовом стиле. Два этих автора - друзья, часто бывают на наших репетициях, и я попросил их написать композицию специально для танца.
Вторая часть называется Hard Bargain (“Невыгодная сделка”. - Прим. авт.). Эту композицию мы поставили под музыку Георга Фридриха Генделя. Замечательный композитор, прекрасная барочная музыка.
И последняя постановка Social discussion - под музыку композитора Тома Йорка, который представляет известную современную группу из Лондона Radiohead. Заключительная часть представляет собой традиционный городской фолк-данс.
- Как Вы отбираете танцоров для своей труппы?
- Меня что-то должно зацепить в артисте. В какой-то мере я даже должен влюбиться в человека. Не в романтическом смысле, конечно. Танцоры должны привлекать меня не только техникой, но и идеями, и мыслями. Они должны работать не только телом, но и головой. Приветствуется также опыт в классическом балете.
Я преподаю во многих студиях в Нью-Йорке, и именно там я набираю своих артистов. Постоянно приглядываюсь к своим ученикам. Если кто-то привлек мое внимание хорошей техникой или идеями, я вербую его в труппу. Конечно, какое-то время новобранец обучается и работает бесплатно, своего рода стажировка.
В любом случае, должна быть какая-то химия между преподавателем и учеником. Иначе ничего интересного не выйдет. |