|
Ольга Зорина
В ближайшее время в Шымкенте откроется музей-мастерская известного скульптора, графика и мыслителя Насыра Рустемова. Автор известен монументальными скульптурами казахстанских писателей, музыкантов, спортсменов, видных общественных и политических деятелей, прославленных батыров. Все его герои отличаются мощью переданного характера и личностных качеств
К примеру, композитор Шамши Калдаяков, что расположился на балконе дома, в котором он проживал, раскованно курит сигарету, писатель Байтурсынов сидит в раздумье на скамье, рассматривая прохожих, а великодушный и широкоплечий борец Кажымукан словно вот-вот поднимет в воздух верблюда.
Но это работы заказные, безусловно созданные с открытой творческой душой и безмерным талантом. А те, что появляются “просто так”, от сердца, для себя и для друзей, и вовсе полны нежности, душевности и теплоты. И это-то - в бронзовой форме или каменной глыбе! Словно нет тяжелых материалов и лишь легкий полет мысли автора, преобразованный в изысканную форму и философское содержание.
Итак, знакомьтесь: скульптор-философ Насыр Рустемов и его задумки для вечности.
Музей-мастерская, который откроет двери для друзей, начинающих художников, журналистов - это его главный проект на сегодня.
- Мне исполнилось 65 лет, - говорит Насыр, - и мне захотелось отдать те знания, которые я накопил. Я все время стремился делать работы не привязанными к месту, в котором постоянно живешь.
Когда-то в журнале “Творчество” множество раз печатали мою работу “Мальчик в бумажной шапке” - на ней изображен ребенок, который едет на ослике. Это была такая сугубо народная и национальная работа.
Сейчас я стараюсь создавать объекты, которые стали бы всенародными, не замыкающимися на привычной ментальности. Они должны быть понятны всем. Хотя, к примеру, у Пикассо, который все время жил во Франции, его испанские корни отражались во всем. Вспомните “Тореадора”, “Гернику”. А голландец Ван Гог! Он по своему темпераменту экспрессивный, мечущийся, иной. И Дали - испанец. Но они были выше местечковых понятий типа кто ты и откуда. Искусство должно быть для всего человечества. Потому и я хочу, чтобы мои работы в музее-мастерской достались в наследство городу. В этом, наверное, будет состоять смысл моей жизни.
В новом творческом доме разместятся новые скульптуры и графика автора, а также огромная библиотека, которой тут же можно будет воспользоваться, расположившись во дворе под тенью деревьев или в прохладных залах музея.
Из своих заготовок для музея Насыр показывает несколько интересных вещиц. Вот перепелка под крышей необычного дома, там целый городок в миниатюре, а здесь - стройный и величественный батыр. Поскольку его душе ближе “Ностальгия по деду”, позвольте автору рассказать о ней чуть подробнее.
- Эта работа посвящается моему деду. Он был гектарщиком, выращивая арбузы и дыни, ловил перепелок и рыбу. И это не домик для птицы, а шалаш, или шайла - укрытие от солнца для отдыха в поле. Вы такие видели, их ставят над землей, чтобы водой не смывало. Вот птичка скучает без деда, и я скучаю. Я его помню. Он брал кетмень, когда полол грядки, а меня привязывал к спине. Мне тогда было лет пять. К десяти часам утра по шее деда уже стекал пот, а шея была бороздатая, как арык, и я направлял по нему стекающие капельки. Это для меня была игрушка. Дед постоянно забирал меня в наш бахчевой шалаш, кормил, там мы с ним разговаривали. Мы все время проводили вместе. Это было в Казыгуртском районе возле реки Келес. В ней было столько маринки, косяками плавала! Дед ловил ее на мормышку. Когда он снимал меня со спины и ставил на траву, мне сразу становилось очень холодно. Он же наловит рыбы, почистит ее, нажарит и покормит меня. Мне его не хватает в жизни.
Следующая работа - “Старый город”. В небольшом монументальном объекте, как и одноэтажном старом городке, поместились тапчаны, крыши домов, с одной на другую которых можно было перепрыгивать, и три уходящие ввысь “антенны”.
- Это мой поклон тому саманному городу, который постепенно исчезает. Это скульптура, передающая атмосферу города через форму, а по содержанию - это суфийский полет. Здесь над крышами тополя, а может, это старики перед утренней молитвой или минареты. В общем, эти три тянущиеся ввысь “антенны” символизируют обращение к Богу. Такая задумка. Все свои юные годы я провел в старом городе, перепрыгивая с крыши на крышу низеньких мазанок.
Не оставит никого равнодушным и другой душевный объект под названием “Двое”.
- Здесь мужчина и женщина - собеседники. Но мне не хотелось давать их смотрящими в глаза друг другу. Они просто в раздумье оба, но видно, что они близки. Зритель сам должен прочувствовать разговор между ними. Я хочу эту работу сделать большой, монументальной, отлить в бронзу и поставить во дворе своего музея. Она будет символичной для детей. Это мать и отец, мужчина и женщина, просто собеседники, просто стремящиеся друг к другу люди.
И еще одна работа - “Батыр”, но не на коне и не типичный, каких мы повсеместно наблюдаем в скульптуре.
- В этом батыре я обобщил образ наших предков, я сделал его таким же сильным, могущественным и гордым, как чинара. И вообще у меня в задумках есть план создать серию объектов, символизирующих слияние человека с деревьями, растениями, животными. Через понимание единства целого хочется воспитывать новое поколение. В этом также я вижу смысл создания музея-мастерской. |