|
Ольга Шишанова
В первый апрельский вечер любители классической музыки оказались, благодаря творчеству английского композитора Эдварда Уильяма Элгара и маэстро столичного театра оперы и балета имени К. Байсеитовой Абзала Мухитдинова, в самом сердце туманного Альбиона. И пусть весна в Астане совсем не такая, как в Лондоне, посвященный 20-летию дипломатических отношений между Казахстаном и Великобританией, а также приуроченный к началу празднеств по случаю бриллиантового правления английской королевы Елизаветы II, кульминация которых придется на 4 июня, концерт удался на славу. Автор идеи - известный казахстанский дирижер и композитор Абзал Мухитдинов
- Абзал, что привело Вас к мысли создавать подобные мини-концерты?
- Пожалуй, явные пробелы в работе администраторов музыкальных коллективов, пожелания поклонников жанра симфонической музыки и, главное, пожелания работников дипломатического корпуса в Астане.
- Как Вы подбираете репертуар?
- Мировая симфоническая музыкальная литература на сегодняшний день являет собой бесконечный океан духовного наследия человеческой цивилизации. Поэтому выбор репертуара в плане наименований произведений не представляет для меня сложности в принципе. Другое дело - техническая сторона. Если ноты Баха, Бетховена или Моцарта можно беспрепятственно перепечатать или загрузить из Интернета, то многие более современные произведения, такие как, например, музыка Пиаццолы, имеют запрет копирования - копирайт. Здесь часто приходится сталкиваться с непониманием проблемы финансово-ответственных лиц, не имеющих отношения к искусству в целом и к музыке в частности.
- Чем отличается для Вас выбор музыкальных произведений для подобного исполнения от той музыки, что исполняют в составе большого концерта?
- Только меньшим хронометражем. Хотя в позапрошлом году концерт французской музыки длился два с половиной часа без перерыва и публика нас не отпускала!
- В честь кого Вы уже исполняли такие мини-концерты? Оправдались ли Ваши ожидания?
- Мы провели концерты казахской, русской, английской, американской, французской, немецкой, итальянской, испанской, норвежской, греческой и арабской музыки. Как правило, публика идет на такие концерты подготовленная, и, если считать пятнадцатиминутные, без перерыва, аплодисменты успехом, то мои ожидания оправдались вполне.
- Несколько слов об исполнении музыки туманного Альбиона...
- В программе “Музыка туманного Альбиона” концерт для виолончели с оркестром и вариации на оригинальную тему “Энигма” Эдварда Элгара солировал концертмейстер группы виолончелей, прекрасный музыкант Даулет Шакиров. Поводом послужило то, что в апреле нынешнего года исполняется 60 лет правления королевы Елизаветы, и я наверно не ошибусь, если скажу, что мы первые, кто решил отметить это таким необычным образом, по крайней мере, в Казахстане. С другой стороны, в Англии мне посчастливилось провести часть моей жизни, где я обучался в университете Йорка и защитил диссертацию. Поэтому к этой стране, к ее искусству и культуре я питаю самые теплые чувства.
- Чем отличаются для Вас выступления на родной сцене и на подмостках других стран?
- Всего лишь географией...
- Что, на Ваш взгляд, отличает казахстанскую публику от публики в других странах? Какая реакция слушателей Вам наиболее запомнилась при выступлении в Казахстане и за рубежом?
- Публика в целом везде одинаково плохо воспринимает неискренность и фальшь и наоборот - всегда в восторге от хорошего эмоционального профессионального выступления артистов в любом жанре. Ну а запомнил я выступление с Роберто Аланьей у нас в Пирамиде, когда одного неистового поклонника вокальной музыки настолько тронуло выступление легендарного тенора, что он, не сдержав своих эмоций, выбежал на сцену из зала и начал петь вместе с Мастером, что привело и нас, и публику в неописуемый восторг. Запомнилось, как в Италии после концерта к нашей скрипачке-домбристке подходили итальянцы и долго не могли понять - как можно всего на двух струнах исполнять произведения развернутой формы и широкого гармонического плана...
- Март - начало весны и месяц празднования Наурыза. Какая мелодия и какой композитор для Вас олицетворяют весну?
- Карл Орф и “Эссе Гратум” из Кармина Бурана:
“Смотри, приятная
и стремительная
весна возвращает
нам радости;
пурпурным цветом
наливаются цветы,
солнечный свет
заливает все,
печаль уходит прочь”.
- Какие ощущения Вы испытываете, когда исполняете музыку? Есть ли разница при исполнении классической, народной и другой музыки?
- Радость ощущения того, что ты не зря пришел в этот мир. Разница есть лишь в технико-технологическом плане, но в эмоциональном - никакой.
- Что Вы думаете о таком жанре, как мюзикл?
- Я думаю, любой музыкальный спектакль в мировом культурном пространстве, если он актуален с точки зрения темы и содержания, новизны творческого решения и качества исполнения, будет востребован всегда.
- Есть ли у него будущее в казахстанской культуре?
- Казахстан, к счастью, является неотъемлемой частью этого пространства.
Осмелюсь заявить, что мюзикл может быть не только культурным явлением, но и занимать свое место среди произведений искусства. Для этого нужно очень хорошо потрудиться не только конечным исполнителям, но и начальным заказчикам.
- Например?
- Однажды ко мне обратились представители оперного театра Каира с предложением совместного исполнения арабского мюзикла “Пракса” в новом оперном театре города Мускат в султанате Оман. В проекте задействованы симфонический оркестр филармонии Астаны, солисты и хор из Египта, режиссер и дирижер (он же автор музыки) из оперного театра Каира, а техническое оснащение и сценография были от оперного театра Муската.
За год подготовки к этому проекту произошла революция в Египте, что реально поставило под угрозу наш проект. Но, несмотря ни на что, Хишам Габр, автор мюзикла, с опозданием на два месяца все-таки закончил произведение.
В связи с этим премьера состоялась не в Каире, как планировалось изначально, а в Мускате. Там же мы выступили с концертом казахской музыки во дворце Аль Бустан. Поистине, настоящим сюрпризом этого концерта стала мировая премьера скрипичного концерта Алмаса Серкебаева в исполнении Марата Бисенгалиева, который волею случая отмечал в Омане свой юбилейный день рождения.
Сразу после нас там выступал оперный театр из Будапешта с оперой Моцарта “Похищение из сераля”. Лестно, что о нашем концерте казахской музыки и премьере мюзикла появились отзывы с фотографиями в прессе Омана, где прозвучало очень много приятных слов об оркестре из Казахстана. Сегодня мы получили от них новое предложение и начали работу над новым проектом.
- Каковы Ваши ближайшие планы?
- Я участвую в концерте в Алматы, приуроченном к 20-летнему юбилею кафедры оперно-симфонического дирижирования АНК имени Курмангазы, в Гала-концерте, посвященном 20-летию оркестра Президентской Гвардии РК, где с камерным оркестром я аккомпанирую Айман Мусаходжаевой “Испанский танец” де Фалья.
Затем в Астане с симфоническим оркестром Госфилармонии столицы планирую провести концерт с участием музыканта из Санкт-Петербурга Алексея Людевига, для которого недавно написал альтовый концерт известный российский композитор Сергей Слонимский.
В середине апреля дирижирую третью премьеру “Сказок Гофмана” в театре оперы и балета столицы, отмечая этим свой день рождения и концерт, посвященный 100-летию великой Куляш Байсеитовой.
В конце апреля у меня в планах “Евгений Онегин” и концерт вокальной музыки с симфоническим оркестром филармонии Астаны...
Астана |