|
Ольга Зорина
Люди-куклы или куклы-люди? Для художника Маяры Дауренбаевой это не основной вопрос. Она давно слилась с образами своих кукол, а в их характеры вложила свою душу. И даже в ее новом пристрастии - живописи - куклы на полотнах и за багетами живут своей жизнью.
В Южно-Казахстанском областном историко-краеведческом музее проходит персональная выставка художника-кукольника Маяры Дауренбаевой
В родном городе Шымкенте Маяра - фигура знаковая. Если даже кто-то не знает о ее творческой судьбе, то ее визуальный образ знаком многим горожанам от мала до велика. Такие редкие провокационные личности, как она, одним своим видом эпатируют публику, когда просто появляются в городской среде - на улицах, в супермаркетах, на автобусных остановках. Причем Маяра ходит по улицам в своем привлекательном образе не нарочно, а так, из радости к жизни. Ее яркая внешность и придуманные ею же колоритные платья, воздушные шлейфы, цветные шляпки, длинные шарфы, сочетающие в себе все цвета радуги, многослойность легких летящих тканей даже в зимнее время отличают манеру Маяры одеваться от обычной повседневной боевой раскраски жителей.
В прошлом году на праздник Наурыз Маяра придумала и создала такое же, как сама, летящее дерево, которое имело достаточную высоту и украшало главную площадь города. Не засмотреться было невозможно. А глядя на саму Маяру Дауренбаеву, вряд ли кто-то догадается, что этой необычайно яркой, непосредственной и излучающей солнце женщине в этом году исполняется 55 лет. И половину жизни она отдала созданию кукол. Эта ее взаимная любовь с Областным театром кукол, в котором она служит главным художником-кукольником вот уже 25 лет, характеризует ее главным образом.
Все это время куклы из детского театра представляют собой отдельно взятую от самого театра историю, эпопею искусства одного художника. Потому что создания Маяры - самостоятельный спектакль жизни, и не только из мира детства. Ведь дети принимают только внешнюю оболочку в любом произведении искусства, правда, определяющую. Они чувствуют, где оно искреннее, а где нет. Их не обманешь, а значит, и миссия художника в данном случае чрезвычайно ответственна. Взрослый человек оценивает подобные творения уже не только на эмоциональном уровне. Во всяком случае, в Шымкенте Маяру никогда никто не отождествлял исключительно с детским креэйтором.
Каждая кукла Маяры - всегда отдельная история, всегда новый интересный импульс для размышления и хороших эмоций. Чем же они так особенны, спросите вы? Можно посмотреть на фотографии, хотя вспышка фотоаппарата не передает ауру и энергетику, натуральные цвето-эмоциональные решения художника. Но все же хоть какой-то основной контур улавливает. Маяра непременно придает своим созданиям характер - в этом состоит самое главное. Ее куклы даже без озвучивания говорят о многом. И любой догадается, что в злом образе и взгляд будет недобрым, а разрез рта и скулы очерчены резкими линиями, волосы будут взъерошенными, а костюмы агрессивными. Позитивные персонажи, напротив, всегда с округлыми формами и мягкими чертами лица, привлекательными костюмами и аккуратными формами. Маяре не только это удается. В каждой кукле присутствует частица характера самой художницы и ее детская чудная душа, открытая и восприимчивая. У Маяры глаз - алмаз. Она неравнодушна к чистым краскам, и полутона только подчеркивают этот ее художественный выбор. Куклы, таким образом, становятся радужными, радостными и праздничными. И в этой яркой палитре довольно восточными и темпераментными. Это, наверное, еще одна отличительная черта почерка витиеватого стиля художницы.
Несколько лет назад Маяре показалось, что работы в стенах одного театра для нее, как для творческой личности, недостаточно. И тогда она открыла единственный в стране семейный театр кукол под названием “Маяра-Сан”. Для него она самостоятельно пишет сказки, создает взрослые остроумные и фантазийные спектакли, сама же делает кукол, сама же вместе со своими детьми озвучивает персонажи.
Но семейный театр тоже не закрыл границ для развития таланта художницы. И в этом году сначала в частном художественно-театральном салоне Корлан Кусаиной, а теперь вот в областном музее Маяра показала, как легко и зрелищно она умеет выводить изящные линии художественной кистью. Правда, маслом и акриловыми красками на холстах она написала все тех же своих любимых кукол либо очень похожих на них. Среди избранных художницей тем все больше женских, материнских, а значит - поистине вселенских. Крупные манящие красные яблоки, луноликие восточные красавицы с младенцами на руках - песнь песней Маяры о продолжении рода и бесконечно трогательной нежности. На ее персональной выставке рядом с живописью разместились и театральные осязаемые персонажи. Они дополняют друг друга как в контексте композиционного экспонирования, так и в эмоциональном воздействии на зрителя. Маяра таким образом заявляет о том, что не желает расставаться с любимой темой и живыми характерами своих подопечных. Она всегда подчеркивает свою неизменную принадлежность храму кукольного царства. И становится непонятно - куклы ли формируют ее зрелищный образ или Маяра вдыхает в свои красочные творения жизнь. Разделять, наверное, эти два представления не стоит. Это было бы слишком обидно для художника. И если вернуться к значению слова “игра”, то она - вся жизнь. Во всяком случае, для Маяры Дауренбаевой и поклонников ее таланта. |