|
Айгерим Бейсенбаева
“Прото Адам”, “Емшан” и “Фантомы ДНК” - это названия сборников композитора Куата Шильдебаева, объединенных автором в музыкальный триптих. Материал, вошедший в альбом, разнообразен, как и само творчество Шильдебаева.
Деятельность композитора распространяется и на симфоническую, и на эстрадную музыку. На счету автора множество работ в кино и театре.
Шильдебаев написал музыку к фильмам самых именитых отечественных режиссеров: Серика Апрымова, Ардака Амиркулова, Сатыбалды Нарымбетова, Рустема Абдрашева. Кроме того, им же был создан саундтрек ко многим современным проектам, таким, как “Ангелочек”, “Записки путевого обходчика”, “Улжан”.
Многим композитор известен в первую очередь эстрадно-популярными произведениями - музыка к песням Розы Рымбаевой, Нагимы Ескалиевой, Макпал Жунусовой, Батырхана Шукенова и многих других
Один из самых востребованных композиторов Казахстана Куат Шильдебаев рассказал корреспонденту “НП” о безграничности мира музыки, о том как появились на свет произведения, вошедшие в сборник, и о необходимости введения классификации композиторов.
- Расскажите, пожалуйста, о том, как родился материал для CD-триптиха, презентация которого недавно состоялась.
- Все началось с того, что ко мне однажды пришел Дюсенбек Накипов, известный поэт и балетмейстер. Прослушав мои композиции, он сказал мне, что моя музыка как будто написана для балетной постановки. “Ты же читал, - говорит он, - мое либретто к балету “Адам”, твоя музыка как раз то, что нужно”. Он сразу предложил сотрудничество. В следующий раз он посетил меня уже вместе с балетмейстером Вячеславом Гончаровым. Они очень долго слушали фрагменты моих свежих композиций и окончательно пришли к выводу, что музыка идеально подходит к балету. Вот тогда все и завертелось.
Началась серьезная работа над музыкой к балету. Мы отбирали трэки, я дописывал композиции уже по либретто. Необходимо было работать совместно - хореограф чувствует пластику, выделяет контрасты, его роль в создании музыки к балету очень важна, так же и с либреттистом.
Несколько лет назад Вячеслав Гончаров поставил балет “Время Ре” по либретто Дюсенбека Накипова. Балет был одноактный, и потому для полноценного показа в театре нужен был второй акт. И вот получился спектакль, в первом отделении которого был балет “Время Ре” с компиляционной музыкой, а во втором - “Адам”, музыку к которому писал я. Премьера прошла в июне прошлого года в ГАТОБе.
Спустя некоторое время я, одухотворенный этой концепцией, написал еще музыку. И при этом у меня уже было много свежих композиций, не относящихся к балету. В итоге накопилось большое количество музыки, написанной в одном порыве. Из них двенадцать композиций звучат в балете “Адам”, и кроме них было много концептуальных трэков, и вся эта музыка, как камень, на меня давила. Эта часть моего творчества требовала логического завершения, чтобы я мог дальше писать уже с чистого листа, продолжить искания. И мои друзья посоветовали издать эту музыку сборником.
Для работы над альбомами я ездил в Пекин и в Москву. Очень помогли мне в создании CD-триптиха Батырхан Шукенов и Тимур Нусипбеков.
- А что Вы можете сказать о названиях к альбомам? Они получились не совсем обычными.
- Относительно названий было очень много споров. Вместе с друзьями мы перебрали огромное количество вариантов. Первый альбом, содержащий музыку к балету Накипова, я назвал “Прото Адам”. Второй - “Емшан”, это реликтовое растение, которое растет только в Казахстане, запах его ассоциируется с родиной. Наши предки, когда отправлялись в путешествие, брали пучок этого растения, чтобы вспоминать о родной земле.
Третий альбом “Фантомы ДНК, или Путешествие за край” - это медитативная музыка.
- Наверное, широко используете казахские национальные инструменты...
- Естественно, я казах, и потому использую национальные инструменты, мне это генетически передалось. Но вообще инструментарий я использую очень разнообразный, и колорит моих композиций национальным не назовешь. Это не фольк.
В композициях медитативного альбома “Фантомы ДНК” я, например, применил широкую гамму звуков, которых вообще нет в природе. Голоса, синтетические звуки - конечно, много было компьютерной работы. Мне кажется, мою музыку невозможно описать словами. Любая композиция воспринимается каждой отдельно взятой личностью субъективно. Музыка вообще редко воспринимается однозначно. Моя же музыка не для каждого слушателя, она элитарна.
- А Вы не считаете, что каждому новому поколению музыкантов писать музыку сложнее, потому что есть риск повториться?
- Ну что Вы, я категорически с этим не согласен. Если бы так было на самом деле, то все бы остановилось и творить тогда не имело бы смысла. Музыка не имеет границ, и вообще весь мир калейдоскопичен.
Взять, допустим, музыку Индии - она просто бесконечна в своих проявлениях. Куда до нее Моцарту! В индийской музыке ритмы невозможно нотировать. Такая полиритмия!
Я был в Индии, и меня поразила тамошняя музыка. Представьте себе - та же труба, тот же кларнет, а извлечение звуков абсолютно другое. Меня это чрезвычайно удивило. Или как, например, они держат скрипку! И играют четверть тонами.
Сейчас приходят музыканты новой формации - я даже не представляю, какой будет музыка в будущем.
А играть ведь можно не только звуками, но и паузами. Пустота - это тоже музыка, если ее правильно подать. У Скрябина были “говорящие паузы”. Или опять же Скрябин, хоть и европеец, а тоже между четверть тонами еще чувствовал тона, видел цвета тональности. Каждая тональность имеет свой цвет - это восточная концепция. Так вообще можно далеко зайти.
- Ваша музыка рождается легко? Вам знакомы “муки творчества”?
- Ну, в первую очередь, мне нравится этим заниматься и при этом у меня получается. Поэтому я с таким понятием не знаком. Пишу я в удовольствие.
Конечно, бывают сложности. Например, когда я пишу саундтрек к кино, особенно, когда приходится писать музыку к разным проектам. Конечно, это сложно, но только из-за большого количества тем и недостатка времени. Нужно иметь большой опыт в таких делах, потому что такое творчество имеет прикладной характер.
Когда я писал музыку к фильму Амиркулова “Гибель Отрара”, было, конечно, сложно, но только потому, что это была моя первая работа в кино.
Зато после этого фильма на меня посыпались предложения написать музыку к фильмам.
С Ардаком Амиркуловым я работал над тремя картинами, а в данное время я завершаю работу над музыкой к его новой картине “Прощай, Гульсары”. Мне довелось поработать с самыми именитыми отечественными режиссерами, а это неоценимый опыт.
- Кроме того, Вы пишете музыку для наших эстрадных музыкантов...
- Я писал для Батырхана Шукенова - альбом “Отан-ана”, по которому снято два клипа, а сейчас снимаем третий. Попсу я не пишу - моя музыка всегда отличается.
К сожалению, композиторов обычно знают только по песням. А вообще, в наше время понятие “композитор” исказилось. Сейчас любой напишет какую-нибудь ерунду и уже зовется композитором. Нет градации. Автор даже нот не знает, а все равно композитор. У меня же понятие “композитор” ассоциируется с настоящими мастерами, такими, как, например, Чайковский.
- А что Вы можете сказать о нашей отечественной современной эстраде?
- Проблески есть, но у нас ведь в основном пробиваются только те, у кого есть деньги.
У нас есть по-настоящему талантливые музыканты - ребята из JCS, Ренат Гайсин, Батыр Шукенов, Виктор Хоменков. Могу сказать, что наша эстрадная музыка развивается. |