ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Когда листва становится гуще Культура

Ольга Шишанова
В столичном музее современного искусства открылась юбилейная выставка “Тџѕан ?лкем таѕдырым” заслуженного деятеля РК Марата Туксаитова, художника широкого творческого диапазона, великолепного мастера фигурной композиции, пейзажа, портрета и натюрморта. По мнению искусствоведов, его работы всегда отличают профессионализм и свежесть восприятия. Известен он и как художник-монументалист

- Марат Тулегенович, Вы не впервые выставляете свои работы в Музее современного искусства...
- С музеем я давно дружен. Мои персональные вернисажи проходили в нем неоднократно - в 1997-м, 1999-м и 2006 годах. Кроме того, я подарил в коллекцию музея шесть своих картин: “Начало и конец”, “Месхетинка”, “У старого дома”, “Деревенский мотив”, “Летний день” и “Чертополох”, созданные мною в 1996 году.
- Ваша картина “Чертополох” всегда ассоциировалась с непередаваемыми ощущениями июльской ночи. Что касается нынешней выставки “Тџѕан ?лкем таѕдырым”, то на ней представлено 29 картин, созданных вами с 2008 по 2011 год...
- Это все разножанровые работы: “Буран начинается”, “Колодец”, “Окраина”, “Перед грозой”, “Последний снег”, “Перед закатом”, “Тишина”, “Калина”, “Дождь прошел”, “Осенний день”, “Скоро станция”, “Остатки былого”, “Заросший двор”, “Околица” “Тишина”... Мне нравятся незатейливые мотивы, в которых присутствует своя особенная красота.
alt
- Ваши новые пейзажи парадоксальным образом производят впечатление умиротворенного спокойствия, меланхолии и вместе с тем взволнованности, ликования. Как Вам это удается?

- У любой красоты, в том числе и у природы, есть своя загадка, которую я называю вдохновением для художника. Так вот, для меня источником бесконечного вдохновения стали родные костанайские ландшафты - лесостепные предгорья Южного Урала, пересеченные холмами просторы. Я всегда в поиске, хотя меня считают зрелым художником. И еще мне очень нравятся разные техники, я ищу новые выразительные средства.
- У Вас настоящие “пейзажи настроения” того классического жанра, основы которого заложили еще русские мастера - Саврасов, Левитан, Федор Васильев...
- К их созданию меня подталкивала сама природа родного края, где крупные горизонтальные плоскости пересекаются лентами рощиц, уходят в глубокую перспективу и перемежаются вертикально восходящими холмами. Особенно меня впечатляет цветовая гамма пейзажного пленэра - яркая, насыщенная светом, прогретым воздухом и звенящей тишиной.
- Вы создаете свои полотна в редкой для современного художника реалистичной манере письма...
- Реалистичная манера письма позволяет зрителю легко определить не только время года, но и время суток, состояние природы, будь это знойный полдень или осеннее утро, или пейзаж после дождя, когда, кажется, листва становится гуще, а деревья растут теснее. И на всех моих полотнах незримо присутствует человек, даже если явных следов его пребывания нет. Только изредка в моих картинах появляются такие его свидетельства, как стога сена, деревенские дома, мазар на вершине холма в лучах закатного солнца.
alt
- Кроме прелестных пейзажей, герои Ваших картин - цветочные натюрморты...
- Я люблю писать цветы крупно, очень крупно. Особенно ирисы, гладиолусы, розы, причем в нескольких вариантах. Ведь, сколько ни изображай, например, гладиолусы, каждый раз эти цветы будут поворачиваться к вам новой, совершенно неожиданной стороной. Я хочу дать возможность зрителю полюбоваться блеском лепестков, игрой цвета и света, ликующим буйством природы, жизни. И, если я старался писать “Танец цветов” в традиционной манере, как завершенную композицию, то все остальные, думаю, можно считать “портретами” цветов.
- Друзья и коллеги, пришедшие на вернисаж, отметили перемены в Вашем творчестве...
- Думаю, это из-за того, что мои картины стали более насыщены светом и красками, оставаясь при этом скупыми в цветовом решении. Пейзажи и натюрморты выдают мое стремление передать увиденную красоту, рассказать о мыслях и светлой печали. Например, с картины “Старость пришла” смотрит пожилой человек, рядом с которым примостился кот. Так ощущение ожидаемой трагичности нарушается мною намеренно. Я стараюсь играть светом и палитрой таким образом, что меняю всю драматургию полотна: человек с холста удивлен темпоральности бытия так же, как и те, кто на него смотрит. К тому же, кто сказал, что старость - это смотанный клубок из долгих лет? Душа не ведает подобного летосчисления!
alt
- Ваши работы отличаются не только скупостью цветового решения, но и точностью психологической конструкции.
- Так бывает у художников - стараться выплеснуться в цвете, ибо цвет есть душа живописи. Картины всегда передают отношение и внутреннее тепло мастера, если оно есть, радость его бытия, ведь для художника это самое значительное. Важно не столько передать мысль, сколько поведать об своих ощущениях, миропонимании.

Астана

Справка “НП”
alt
Марат Туксаитов родился в Костанайской области. Окончил школу в Акмолинске, с 1963 по 1968 год обучался в Алматинском художественном училище по специальности “художник-декоратор”. Был направлен на работу в Лебяжинский народный театр Павлодарской области. После службы в Вооруженных силах СССР в 1970 году был принят на работу в Целиноградские художественно-производственные мастерские (ныне Союз художников г. Астаны).
В 1997 году во Дворце целинников (ныне Конгресс-Холл) прошла первая выставка М.Туксаитова, в 1999 году в Музее современного искусства - вторая (совместно с художницей Еленой Ралиной).
Художник оформил с казахстанскими монументалистами ряд общественных зданий: Дом отдыха Славогородского химкобината Алтайского края, мозаику на фасаде Дома издательств и вагоно-ремонтного завода г.Астаны. В разные годы Туксаитовым оформлено большое количество интерьеров дворцов пионеров, домов культуры, школ Акмолинской области.
С 2000 по 2004 год Марат Тулегенович был председателем правления Союза художников г.Астаны. В 2005 году ему присвоено почетное звание заслуженного деятеля Республики Казахстан. Работы художника находятся в частных коллекциях Казахстана, Венгрии, Германии, США и др.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение