|
Ирина Ковалева из Павлодара
В Павлодаре после реконструкции открылся областной историко-краеведческий музей имени Потанина. В современной экспозиции представлены не только полюбившиеся павлодарцам подлинные предметы старины, но и совершенно уникальные, новые находки краеведов. Например, единственный в Казахстане средневековый серебряный казахский головной убор - бокка
В Павлодаре неведомую обладательницу бокка уже прозвали “серебряной девушкой”. Кем была и как выглядела владелица изящного украшения из драгоценного металла - подлинно неизвестно. Но уже установлено, что этот убор, напоминающий саукеле, целый год после замужества должен был украшать голову молодой женщины знатного рода.
Прежде чем занять свое место в музее, этот экспонат побывал в Астане на мероприятии, посвященном дням культуры Павлодарской области. Наша средневековая “серебряная девушка” произвела впечатление на всех посетителей, в том числе и на президента, рассказывают сотрудники музея.
- Нам есть, что показать, - утверждает директор КГКП “Павлодарский областной историко-краеведческий музей имени Г.Н. Потанина” Гульнара Нурахметова. - У нас на территории не просто пустыня, степь и ничего интересного. Здесь с давних пор жили люди, творили, носили такие красивые украшения. Накопилось много нового в фондах, и поэтому, когда проводилась реконструкция, мы решили отдать целый зал под историю кочевой цивилизации.
|
Саукеле для серебряной девушки - бокка |
Десять лет назад был сделан ремонт фасада здания. Однако несовременные витрины сводили на нет всю ауру уникальных экспонатов, которых, к слову, здесь более 70 тысяч. Показано около 60 процентов, все разом выставить просто невозможно. Нужен был новый подход. Общались с казахстанскими, российскими и зарубежными музеями, чтобы выяснить, какой формат наиболее актуален.
В 2011 году из бюджета Павлодарской области было выделено 64 миллиона тенге на полную реконструкцию. Но научную концепцию обновленного музея его сотрудникам пришлось защищать не один месяц, в том числе и в Президентском центре культуры. Тендер на ремонт выиграла астанинская фирма “Онер”, художники из которой построили уже не один музей в Казахстане. Ремонт провели за 4 месяца, и обновленную экспозицию представили в дни 20-летия независимости. А теперь музей распахнул свои двери для всех посетителей.
История края теперь показана в обновленном виде и по новым техническим требованиям. Получить дополнительную информацию о раскопках или экспонатах можно в информационных киосках. А в экспозиции перешли к инсталляционному способу, когда объект показан в ситуации. Например, в зале археологии из бивней, костей и челюсти мамонта реконструировано жилище древнего человека. Такие “домики” в свое время были популярны на нашей территории. А “обитатели” зала палеонтологии оказались в ледниковом периоде. Роспись на стенах показывает, какими были мамонты, а впереди стада, в центре зала - полный скелет их вожака. Или представитель гиппарионовой фауны - трехпалая лошадь. Найдены экспонаты были на набережной Иртыша, на Гусином перелете - уникальном памятнике археологии под открытым небом.
|
Скелет большерогого оленя |
Гордость музея - полный скелет большерогого оленя. Таких не то, что в Казахстане, в мире - единицы. До реконструкции музея этот гигант с рогами размахом в 4 метра под самым потолком занимал весь зал. Теперь скромно встал у стены, чтобы к нему можно было подойти поближе и разглядеть. Когда-то эти огромные животные паслись на джайляу Прииртышья.
Неизменный интерес вызывают у посетителей музея предметы первобытной цивилизации: древние орудия труда, каменные изваяния, скифские котлы и драгоценные украшения. При интенсивной индивидуальной застройке Кенжеколя - пригорода Павлодара - на свет вышли новые подробности жизни наших пращуров. В захоронении андроновской эпохи были найдены золотые украшения. Браслеты, серьги, кольца и ожерелья с солнечной символикой не отправились на стенд, а украсили манекен - для наглядности. Вот так, мол, одевалась кокетка второго тысячелетия до нашей эры.
|
Золотые украшения из Кенжеколя |
По-новому представили и период репрессий, и быт целинников, и средневековье. В зале кочевников на стендах уже расположились недавние находки из Аулиеколя - лазурные плитки древних мавзолеев с загадочными знаками.
- Много инсталляций и в зале этнографии, - объясняет Гульнара Баркеновна. - Сидит ремесленник, работает с деревянными изделиями. Если придет школьник - ему будет интересно. Если придет ученый, то сделает вывод, в каком веке такое делали, чем жили и занимались. А если придет мастер, то сразу увидит, какие были в ходу инструменты и в какой технике исполняли свой замысел наши предки. Надо, чтоб всем было интересно.
Этот же подход использован в освещении Куяндино-Ботовской ярмарки в современном зале. Или в инсталляции “Шахта”. Кстати, прототипом шахтера, везущего тачку с экибастузским углем, стал рудознатец Косум Пшембаев.
Но настоящим открытием стала восстановленная по фотографиям Дмитрия Багаева смотровая башня. В старину с этой башни купец Артемий Иванович Деров, не выходя из дома, наблюдал за погрузкой соли на Иртыше. Для обозрения открыт второй этаж, в его комнатах расположились залы истории начала XIX века. Библиотеку перевезли в другие кабинеты, и посетители могут пройтись по комнатам купеческого дома, познакомиться с жизнью первого поколения горожан. А поднявшись по лестнице уже со смотровой площадки башни увидеть современный Павлодар.
|
Серебряный клад |
В гостиной как будто остановилось время, в венецианском зеркале отражается жанровая сценка: за столом сидят купец и бай, ведут торг. Рядом таинственная экспозиция - серебряный клад. Пару лет назад его нашли на территории православной церкви в исторической части города. В газету были завернуты сахарницы, вилки, ножи, вазы для фруктов. Эту находку передали музею, и после реставрации старинное столовое серебро заняло свое место на столе в купеческом доме.
У областного историко-краеведческого музея имени Потанина три филиала: мемориальный дом-музей Д.П. Багаева, дом песенного творчества имени Майры и открывшийся в мае 2011-го музей Воинской славы, где теперь расположены все экспонаты военной тематики. Рядом с новым музеем памятник Солдату, ведь именно оттуда в 1941 году уходили на фронт добровольцы.
- Театр начинается с вешалки, а история любого населенного пункта - с музея, - рассказывает Гульнара Нурахметова. - У нас рабочая группа из сотрудников, у каждого - свой зал, свой подход. Обсуждаем, спорим, пробуем. Это процесс не только научный, но и творческий. В 2007 году мы первыми в Казахстане провели акцию “Ночь в музее”. В этом году в международный день музея у нас намечено немало интересного. Тем более, что в 2012-м музей отмечает 70-летний юбилей.
|
Венецианское зеркало в купеческой гостиной |
Еще одна форма работы - тематические встречи с интересными людьми, знатными земляками, краеведческие уроки для школьников. Ежегодно проходят международные ярмарки-выставки народных мастеров. При музее открыты ремесленнические мастерские, где художники Саид Сагандыков и Алтын Хван на мастер-классах обучают работе с деревом, металлом, тканями.
Конечно же, ни один музей не обходится без привидений. Никто из сотрудников их не видел, или, по крайней мере, не рассказывал об этом. Но слышали все. К этим чудесам сотрудники музея уже привыкли, хоть и отмечают, что ближе к ночи в залах оставаться страшновато. Незримые обитатели музея ходят, шумят, стучат в стену и передвигают предметы. В экспозиции истории города есть стол, на котором любые вещицы наутро оказываются сдвинутыми и переставленными. Возможно, купец Деров по-хозяйски расставляет предметы так, как было при его жизни. Это живой, обитаемый дом, и своя особая атмосфера царит в каждом зале. Кто знает, может, по ночам юная степная княжна из средневековья приходит примерить серебряный саукеле.
Фотографии Ирины Ковалевой и из фондов музея |