|
Марина Понкратова
Настоящим подарком к новогодним праздникам для экибастузцев стала персональная выставка фотохудожника Анатолия Бутырина под названием “Мир, в котором я живу”. На вернисаже представлено более 60 лучших работ, выполненных в разных жанрах: пейзаж, художественный портрет, производственный репортаж
Все это разнообразие иначе как фоторепортажем из жизни не назовешь. Сюжеты картин, как небольшие зарисовки повседневности. Все они наполнены глубоким смыслом. В них нет искусственной напыщенности и гламура. Умение в обычном найти что-то неповторимое, остановить свой взгляд на важной детали - это основная черта творчества Анатолия Бутырина.
Особое место в коллекции работ занимают промышленные пейзажи. В основном они представлены видами угольных разрезов и “портретами” горнодобывающих машин - экскаваторов, большегрузных автосамосвалов, конвейерных линий. В них своя романтика, восхищение масштабом производства и мощью техники. В работе “Угольные горизонты “Богатыря” обширная панорама самого большого в мире угольного разреза “Богатырь”. Площадки, на которых идет добыча, подобно большим ступеням, спускаются вниз на многие десятки метров. Они чем-то напоминают испещренные ветром каньоны. В “130-тонном великане” запечатлен огромный самосвал, около которого стоит крохотный человек. Человек беззащитен и ничтожен на фоне гиганта, но в то же время, он является его создателем и повелителем. В работах фотохудожник сумел показать также вечное противостояние человека и природы. Удачный снимок с одноименным названием “Противостояние”, как никакой другой, показывает это. Отполированные зубья экскаваторного ковша с жадностью и напором вгрызаются в угольные недра.
Несколько лет назад фотографии из этого цикла принесли фотохудожнику международную известность. На Международном фотоконкурсе “Золотая черепаха”, проходившем в Москве, его работа “Прости, Земля...” завоевала Гран-при и золотую статуэтку в номинации “Наша планета”. А работа “Апокалипсис” заняла первый приз в фотоконкурсе “Как никто другой”.
Углубляясь в промышленный пейзаж, Анатолий Бутырин не забыл и о человеческом начале. В экспозиции представлено большое количество портретов шахтеров, простых трудяг, находящихся на рабочем месте. Они показаны без прикрас, как есть: с запачканными угольной пылью лицами, в робе и касках. Портретное фото - это еще один конек Анатолия Бутырина. На снимках обычные люди, простые экибастузцы, знакомые и незнакомые фотографу. Зачастую героев таких фотографий он встречает прямо на улице.
Природные пейзажи наполнены нескончаемой лирикой, умиротворенностью, гармонией и динамичностью. Излюбленным местом для таких фотографий автор выбрал Баянаульский заповедник. Возможно, потому что его природа напоминает ему родные места Алтайского края, его родины. В эти сюжеты окунаешься с головой, восхищаешься красотой, которую сумел передать фотограф в поисках самого лучшего и редкого кадра. Сделанная однажды фотомастером в этих краях фотография “Кемпир тас” была опубликована в популярном глянцевом журнале DigitalPhoto.
Живописные баянаульские пейзажи, представленные несколько лет назад в мемориальном доме-музее корифея фотографии Павлодарской области Дмитрия Багаева, помогли их автору стать обладателем почетного диплома областного отдела культуры и медали имени Багаева за большой вклад в развитие фотоискусства. Позже многие из представленных на выставке работ вошли в фотоальбом “Мелодия красоты”.
Самыми любимыми у Анатолия Бутырина являются фотографии с деревенскими зарисовками. В них вложено особое трепетное отношение к деревне с ее бытом и размеренным укладом жизни. Стоит только взглянуть на работу “Снится мне деревня”. Нежная картина, напоминающая сладкий сон. Запорошенная пушистым снегом изба и стог сена, словно ностальгия, сюжет, пришедший из воспоминаний о былом.
После открытия фотохудожник вкратце рассказал, какой путь ему пришлось преодолеть, прежде чем его творчество поднялось до таких высот, и поделился ближайшими творческими планами.
- Фотографией я начал увлекаться еще в школьные годы, как и многие в то время мои сверстники. Первые фотографии были сделаны доступным для многих в то время фотоаппаратом “Смена”. Снимал все и в разных жанрах. Особенно удавались пейзажи. В моем домашнем альбоме до сих пор бережно хранятся несколько снимков родного края, которые сегодня напоминают мне о том далеком времени и местах, где я родился и вырос.
- Вы самоучка или обучались мастерству фотосъемки?
- В конце восьмидесятых я поступил на заочный факультет фотожурналистики при “Фотоцентре” Союза журналистов СССР. Учеба мне дала многое, ведь приходилось не только изучать специальную литературу, но и изрядно практиковаться. И все же этого было недостаточно. Чтобы стать настоящим профессионалом, мне нужно было что-то большее. Поэтому поступил в московскую Академию международного сотрудничества, где получил сразу два диплома: фотодизайнера и фотохудожника.
- Есть ли мечта снять что-то конкретное?
- Предстоящим летом я планирую совершить поездку по самым отдаленным аулам баянаульского района, хочу окунуться в ту атмосферу, в которой живут люди в глубинке, увидеть своими глазами их быт, образ жизни. Уверен, что именно там, вдалеке от городской цивилизации, еще сохранилось в первозданном виде все самое ценное и необычное, чем может и должен гордиться сегодня каждый казах. Хочу, чтобы нынешнее молодое поколение не забывало быт, традиции и обычаи своего народа. Ведь жизнь быстротечна. Прошлое не остановить, но вот любоваться навсегда ушедшими мгновениями жизни, запечатленными на фотографиях, можно. |