|
Айгерим Бейсенбаева
С художником Сериком Буксиковым широкая общественность познакомилась на просторах Интернета. В онлайн-галереях “висят” его множественные ремиксы Дега, работы в жанре поп-арт, призванные, как говорит сам художник, “искусствизировать” рекламу, и портреты современников, таких как Бекмамбетов и Джоли. Последняя, к слову, с авторской подачи расписана казахским орнаментом вместо татуировок
Пару лет назад художник Серик Буксиков вырвался за пределы Интернета, избрав местом своего творческого поиска широкое пространство Арбата. Там он прилюдно воссоздал образы Матисса и Дали поверх транспарантов с лицами попсовых исполнителей, чем очень вдохновил случайных прохожих.
В своем интервью корреспонденту “НП” автор рассказал о роли творца в современном мире и о том, как молодому художнику сэкономить на холсте и масле:
- Я рисовал с четырех лет и в целом обладал развитыми творческими способностями, потому мой жизненный путь казался вполне определенным. Однако полученное образование в сфере рыбной промышленности и постсоветское распределение на Южно-Сахалинск (к счастью, не осуществленное) едва не увели меня в сторону.
В Академии искусств имени Жургенова, куда я поступил, не состоявшись как рыбопромышленник, я всерьез увлекся изучением истории искусства прошлого столетия. Я был одним из любимых студентов интереснейшего педагога Назипы Еженовой, преподававшей нам историю искусства XX века. Надо признать, что мне прощалось незнание многих вещей благодаря особому пониманию искусства соцреализма. Во время учебы в художественной академии я много думал о том, кем стану потом и чем буду заниматься.
Однажды по телевидению я посмотрел интервью с тогдашним министром культуры Сарсенбаевым, который произнес сакраментальную фразу, в корне изменившую мои взгляды: “Искусство должно быть самоокупаемым”. Здесь я задумался, так ли я хочу идти в искусство... И ушел в рекламу.
Спустя десять лет я понял, что душа художника все равно требует выражения. Сейчас я совмещаю работу в сфере рекламы в качестве креативного директора и практику художника, но последнее уже для души.
- В своей научной работе Вы рассматривали роль художника в Эру Водолея. В чем, по-Вашему, заключается роль современного творца?
- Роль творца остается неизменной. Художник и вообще любой человек искусства является проводником некой сакральной энергии. С древних времен в любом социуме была своя институция людей, более чувствительных, которая улавливала эти энергоинформационные свертки, идущие, может, от Солнца, а может, из центра Вселенной, и трансформировала эту информацию в понятный для остальных людей формат. Этим занимаются также шаманы, которые во время камлания передают людям какую-то информацию. Есть уровень сознания людей, а есть нечто выше этого, и я во все это верю. Задача художника в том числе заключается и в создании образов, наделенных сакральным смыслом.
Иногда художник занимается и десакрализацией образов, то есть избавляет образ от какой-то внутренней энергии. К примеру, британский флаг или известный портрет Че Гевары потеряли часть своей энергии в процессе повсеместного и неуемного использования.
Все те задачи, что стояли перед творцами прошлого, актуальны и для художников современности. Самые великие художники прошлого творили на изломе эпох. На их творчество влияли изменения в социуме и развитие науки - изобретение знаковых для человечества технических средств, таких, к примеру, как книгопечатание.
- Переломным моментом для художественного искусства XX века стало изобретение фотоаппарата. Какое изобретение меняет сознание людей и облик искусства в наше время?
- Это, безусловно, Интернет, в корне изменивший наше мышление и превративший каждого индивидуума в средство массовой информации. Условия требуют от современного человека, изменившегося под воздействием информации, быстрой генерации мыслей и распространения ее в геометрической прогрессии.
- Вы сегодня известны, по большей части, именно в интернет-пространстве. Ваши работы, размещенные в онлайн-галереях, дают пищу для обсуждений и дискуссий на этих виртуальных ресурсах. Для современного художника, использующего последние технические изобретения, этого достаточно или все-таки без традиционных живых выставок не обойтись?
- 2010 год стал для меня переломным. К этому времени накопилась критическая масса визуальных образов в формате digital-art, и люди, заинтересованные моим творчеством, настоятельно советовали мне выбираться за пределы Интернета.
Вообще технический прогресс дал художнику не только расширение сферы влияния, но и массу приемов, значительно изменивших сам процесс творчества. Если раньше художники для визуализации какого-либо образа тратили огромное количество бумаги на эскизы, то сейчас есть планшет. Ничто так не влияет на искусство как развитие технологий, однако главным в искусстве было и остается мировоззрение художника, его идеи, отраженные на холсте, а не стиль или жанр.
- Определение того, что является искусством, а что нет, сейчас кажется достаточно иллюзорным. К примеру, акула в формальдегиде, выставленная в галерее Saatchi в Лондоне, может ли считаться искусством?
- Вы имеете в виду работу Дэмиена Херста? Искусство или нет - этот вопрос всегда был достаточно сложным. Дело в том, что в искусстве во все времена существовал конфликт мнений, и как раз этот конфликт двигал творчество вперед.
Когда импрессионисты представили миру свое изобретение в области цвета, их заплевали искусствоведы. Изучив свойства цвета от и до, художники взялись за форму. Динамика изменений в искусстве неимоверно ускорилась. Когда отгремели все эти революционные вещи, такие как кубизм, супрематизм, структурализм и прочее, отгремели мировые войны, люди стали хорошо жить, активно потреблять и нуждаться в таких явлениях, как дизайн и других простых, понятных вещах.
Джексон Поллок был самым крутым американским художником, но его мало кто понимал, так как американский социум требовал более понятных образов. Потому они больше спонсировали Энди Уорхола. Его поп-арт привлекал людей больше, чем магия живописи Поллока, несмотря на то, что в поп-арте искусства всего наполовину.
В данное конкретное время сложно определить, искусством ли является творение современника, так как есть художники-изобретатели, которые создают продукт, способный в будущем трансформировать сознание общества. Это абсолютно философская категория.
- Вас называют поп-арт-художником. Сами Вы себя так не позиционируете?
- На данный момент это определение далеко от истины. Какое-то время я создавал объекты в жанре поп-арт, но уже отошел от этого.
В свое время я был впечатлен работами поп-арт-художников, выставленными в одной из галерей Лондона (где это направление, к слову, и зародилось). Поп-арт - это что-то среднее между искусством и рекламой. А так как я углубленно занимаюсь рекламой, я изъясняюсь на понятном мне языке, хотя и прошел старую изобразительную школу. Сейчас у нас происходит то, что может быть происходило в Штатах лет пятьдесят назад.
Заниматься одним искусством у нас в стране пока нет возможности, потому и практически нет современного искусства. Есть древний Союз художников, которому мы, конечно, благодарны за созданное им художественное пространство.
Справка “НП”
Серик Буксиков - художник, фотограф, дизайнер, театральный декоратор. Образование - Казахская национальная академия искусств имени Жургенова.
Участвовал в молодежных выставках “Жигер”. Также во время учебы был активным художником Галереи современного искусства “Коксерек”.
Работал в театре “Аксарай” под руководством заслуженного деятеля РК Булата Атабаева. Разработал декорации, костюмы, полиграфическую продукцию, снял документальный фильм о театре.
В июне 2010 года прошла персональная выставка под названием “Свобода” в рамках литературных чтений с генеральным продюсером Евразийского медиафорума Владимиром Рерихом и художником Канатом Ибрагимовым. |