|
Ольга Шишанова До открытия международной выставки “Астана ЭКСПО-2017” остается немногим больше месяца, однако регламент культурных и спортивных мероприятий до сих пор находится в подвешенном состоянии
Первоначально предполагалось, что почти три тысячи мероприятий, приглашенных звезд и культурно-исторических выставочных раритетов, ради которых турист мог прилететь не только из Алматы, но даже из стран дальнего зарубежья, должны были показать, что могла бы представлять собой “Астана ЭКСПО-2017”. Это терракотовая армия китайского императора Цинь Шихуаньди, которая до сих пор ни разу не покидала пределы КНР, и золотые предметы из гробницы самого известного египетского фараона Тутанхамона, это подлинные экспонаты скифов V в. до н.э. из Музея золота и выставка картин “В поисках Шамбалы” Николая Рериха из Нью-Йоркского музея, это выступление всемирно известного Цирка дю Солей и артефакты из каирского музея султана Бейбарса. То есть на протяжении короткого времени - в течение всего каких-то 93 дней - Астана могла поистине стать не только культурным центром Центрально-Азиатского региона, но и привлечь внимание всего мира, особенно туристов, которые привыкли из Центральной Европы летать в Милан, чтобы послушать оперу, или в Японию, чтобы специально полюбоваться цветением сакуры. Если бы только они были уверены в том, что культурные мероприятия в Астане нынешним летом точно пройдут, программа любого из них разработана в мельчайших подробностях, билеты можно купить не только в кассах города, но и онлайн, потому что большинство гостей проживают не в Астане и должны рассчитать свои финансы. Но вот только “в действительности все оказалось не так, как на самом деле”. Пока, во всяком случае. Хотя времени-то осталось всего ничего. Во-первых, до сих пор непонятно, насколько велика вероятность того, что большинство мероприятий все-таки состоится, потому что даже если они указаны на сайтах, озвученных организаторами, то ни узнать конкретных сроков их проведения, ни тем более приобрести на них билеты просто-напросто невозможно. Это касается большинства зарубежных выставок, о которых было упомянуто выше, гастролей итальянского театра “Ла Скала” и Мариинского из России, Чеховского МХАТа и канадского Цирка дю Солей. Во-вторых, дополнительные сайты запрашивают в обязательном порядке для регистрации личные данные, предупреждая при этом, что соединение небезопасно для гаджета. То есть просто не работают. И это за месяц до открытия выставки. В-третьих, до сих пор не решен вопрос аккредитации СМИ, который тянется с конца января. Причем не только для казахстанских, но и для зарубежных журналистов. На фоне столь досадных “недоразумений”, о какой организации выставки в целом можно говорить? При этом интересно, что ситуация очень смахивает на ту, которая случилась несколько лет назад во время подготовки и проведения пусть менее масштабной, но не менее значимой для Казахстана Азиады-2011. Тогда тоже была “свистопляска” с билетами, с тем, что не до конца была отработана организация графиков проведения не только культурных мероприятий, но даже спортивных соревнований, что рождало накладки и неприятные недоразумения. В итоге все обернулось убытками, а огромные помещения, оставшиеся пустовать после проведения Азиады, понемногу разрушаются, потому что некому было продумать их эксплуатацию по ее окончании. А ведь денег на это, казавшееся изначально грандиозным, мероприятие было потрачено немногим меньше, чем сегодня запланировано на проведение ЭКСПО-2017. Анализируя подобные казусы, которые задумывались как крупные международные проекты, поневоле приходишь к неутешительному выводу, что даже те, кто участвует в простом театральном капустнике, с большим уважением относятся к публике. И еще. На выставку “Астана ЭКСПО-2017” департаментом комитета по туризму планировалось привлечь два миллиона туристов да пять миллионов посетителей в пяти рекреациях вокруг Астаны, показав им не только туристические особенности столицы во время прохождения ЭКСПО-2017, но ее окрестностей, например, Баян-Аул, Боровое, Кургальджинский заповедник, а также посоветовав отправиться на Каспий или посетить святые места Мангыстау. Однако туристическое ведомство только на днях, да и то неофициально, опубликовало в социальных сетях призыв “поделиться наличием сакральных мест в Казахстане” для якобы готовящегося издания по этой теме. При этом доподлинно неизвестно, чем сотрудники ведомства занимались на протяжении всего времени подготовки к выставке. Разве что, выкладывая на “Фейсбуке” свои фото в разных уголках Казахстана, надеялись, что туристы сами привлекутся? Во время прохождения Азиады, кстати, на туризм тоже возлагались большие надежды, которые, к сожалению, обернулись провалом задуманного. Зачем тогда будоражить несбывшейся рекламой? Или изначально говорить одно, кидать наживку в виде боя Головкина, а потом спустя время в кулуарах сообщать, что спортсмену надо отдохнуть и никакого зрелища, ради которого в Астану могли приехать любители бокса не только из стран СНГ, но и из дальнего зарубежья, не предвидится? Да и речь не только о Головкине, а о самой организации мероприятий, которые могли бы своим мировым уровнем прославить столицу Казахстана. Ведь такой шанс выпадает не часто и не всем, и будет по-настоящему жаль, если Астана его упустит.
Астана |