21 ноября 2003
№ 46 (286)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Новый поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Люди 

Есть идея!

Галина Галкина

- С развалом СССР началась деградация киноотрасли. Как выживали киношники?
- Период был действительно тяжелый. Развалился “мокрый процесс” в кино (проявка кинопленки в растворах). На смену шли новые технологии, цифровое телевидение. Конечно, у нас это все было за горами. Многие люди ушли из кино - на рынки, в бизнес, в неизвестность. Но те, кто остался, сгруппировались. Dалее

 

Защита Алии Матаевой

Салтанат Исмагулова

Ее судьба могла бы послужить сюжетом для литературного романа или многосерийного сериала - так много переплелось в ней интересных и одновременно драматических коллизий. Удачная карьера музыкального продюсера в одночасье рассыпалась, обнаружив хрупкость и призрачность всего, что мы, по заблуждению, считаем главным смыслом нашей жизни. 17 месяцев заключения и шумный процесс освобождения из-под стражи, освещавшийся во всех средствах массовой информации (радио, ТВ, пресса). Ходатайство и “высокая” защита в лице известных в нашей стране персон: случай в юридической практике беспрецедентный.
Моя героиня - директор общественного фонда “Общественная защита” Алия Матаева Dалее

    Поздравляем! 

22 ноября исполняется 60 лет историку, преподавателю истории и литератору Юрию Вениаминовичу Прохорову, постоянному автору “НП”

В 1967 году окончил исторический факультет КазГУ и получил квалификацию историка и преподавателя истории. Почти 30 лет преподавал историю, обществоведение, право в сельских и городских школах, гимназии, лицее, писал авторские программы, занимался научной работой в Академии наук, архиве, музее. Довелось Юрию Прохорову быть воспитателем в спецшколе для трудновоспитуемых подростков. Есть также опыт работы в пионерских лагерях “Горное солнце”, “Бельбулак”, “Гагаринец”. Работал старшим методистом курсов Госкино Казахстана. Награждался почетными грамотами.
Этот разносторонний человек имеет значок “Турист СССР”, хорошо плавает, может водить автомобиль и мотоцикл, отлично играет на бильярде. Любит старый рок-н-ролл и городской шансон.
С 2001 года Юрий Вениаминович опубликовал десятки исторических и исследовательских статей, свои стихи, публицистические очерки и другие материалы в журнале “Простор”, газетах “Новое поколение”, “Мегаполис”, “Экспресс К” и других изданиях.
Любимый девиз юбиляра - слова А.Везалия: “Завтра ты победишь!”

Коллектив “НП” поздравляет Юрия Вениаминовича, нашего постоянного автора. Желаем историку творческого горения, крепкого здоровья, неиссякаемой энергии, жизнелюбия.

    Мифы и реальность 

...Одно из семи чудес света - Александрийский маяк, построенный по приказу Птолемея Филадельфа (III век до н.э.), должен был на века прославить его имя и на одной из мраморных плит была выбита надпись: “Царь Птолемей - богам-спасителям на благо мореплавателям”.
На самом деле архитектор Сострат, построивший маяк, проявив остроумие и дерзость, высек на камне надпись: “Сын Дексифана Состратус из города Книда - богам-спасителям на благо мореплавателям” и покрыл ее известью с мраморной крошкой, а на этом искусственном мраморе и сделал надпись в честь царя. Через годы эта надпись потрескалась и обвалилась. Тогда и явилась на свет первая надпись на мраморе в честь самого Сострата.
Александрийский маяк - первый в мире небоскреб (по одним сведениям, высотой с 60-этажный дом, по другим - с 40-этажный). Он был сооружен на острове Фарос, отсюда знакомое всем автомобилистам слово “фара”. Ранее Сострат построил на острове Книд “висячую променаду” наподобие “висячих садов” Семирамиды в Вавилоне. С натяжкой, но можно сказать, что Сострат имеет отношение к двум чудесам света.
Добавлю и об основной причине крушения маяка в Александрии. В VII веке н.э. Египет завоевали арабы, а с Александрией соперничал Константинополь. Маяк был важным преимуществом Александрии на море. Тогда византийский император отправил к халифу Али-Валиду своего посла с секретным заданием. Прибывший к халифу посол вскоре через подставных лиц начал распускать слухи об огромных сокровищах, якобы зарытых еще фараонами на месте фундамента маяка. Эти слухи постоянно доходили до халифа, и наконец он повелел разобрать маяк. Его разобрали почти до половины, когда стал ясен обман. Но восстановить маяк оказалось невозможно: знания прежних расчетов были утеряны. Да еще в спешке уронили огромное зеркало маяка, и оно вдребезги разбилось. Бездействующий маяк простоял полуразобранным еще века и в XIV веке был разрушен землетрясением.

У А.С.Пушкина были брат Лев и сестра Ольга.
На самом деле у Пушкина были еще братья Михаил, Павел, Николай, Платон и сестра Софья, но все они умерли в младенчестве.
Что же касается споров о небольшом росте Пушкина, то на этот счет есть точные данные: художник Г.Чернецов написал в апреле 1832 года картину с натуры “Парад на Царицынском лугу”, на которой он изобразил А.Пушкина, И.Крылова, В.Жуковского и Н.Гнедича и под изображением Пушкина он пометил: “...ростом 2 арш. 5 верш. с половиной”, то есть 166,74 см. Рост по тем временам вполне средний, хотя рост его жены Натали был гораздо выше среднего, поэтому Пушкин не любил находиться рядом с ней в светском обществе.
Кстати, Дантес тоже был значительно выше ростом Пушкина, который на дуэли, целясь в Дантеса на близком расстоянии, поднял правую руку, а с ней полезла вверх и правая пола сюртука. Сопоставление пулевого отверстия на сюртуке поэта и раны на его теле показывает, как высоко была поднята рука Пушкина и приводит к выводу, что он целился в голову своего противника, а значит, жаждал наверняка убить его. Позволю себе предположить, что при этом Пушкин мог желать и изуродовать своей пулей красивое лицо Дантеса из ревности. А Дантес сознавал, что для спасения своей жизни ему необходимо именно убивать Пушкина, хотя годы спустя он лицемерно заявлял, что целился поэту в ноги, но случайно попал в живот. Пушкин, подойдя к барьеру, прицелился, чтобы выстрелить наверняка, а Дантес рискнул выстрелить на ходу, но первым, не дойдя шага до барьера. К несчастью, его риск оправдался.
Сами условия поединка были смертельными: в случае промаха обоих дуэлянтов поединок тут же возобновлялся, а промах для таких мастерских стрелков, какими были Пушкин и Дантес, при расстоянии между барьерами в 10 шагов (7 метров), практически исключался. Почему-то нигде не упоминается такой факт: по правилам дуэли Дантес, как пославший Пушкину картель (вызов) на дуэль, не имел права выстрелить в воздух, так как тогда поединок считался бы фарсом, ведь оба не подверглись опасности. Тяжелораненый Пушкин нашел силы произвести лежа, опершись левой рукой на плотный снег, свой ответный выстрел. Дантес принял вторую позицию в дуэли: стал правым боком, согнув правую руку в локте, закрывая грудь, а разряженным пистолетом голову. Это его и спасло. Пуля пробила навылет среднюю треть правого предплечья Дантеса и сплющилась (отрикошетила?) о пуговицу его мундира. Дантес упал, но быстро поднялся. Уже в Петербурге его рану перевязал хирург К.Задлер, затем приехавший с врачом В.Шольцем и к Пушкину. А Дантеса через неделю освидетельствовал штаб-лекарь Стефанович и отметил, что кость не задета пулей, а Дантес жалуется на боль в раненой руке и в правой верхней части живота, где вылетевшая пуля причинила ему контузию. Эта рана всегда напоминала Дантесу о дуэли с Пушкиным, и он, став позднее сенатором Франции, подчеркивал, что ведь и Пушкин мог убить его на поединке.
Так что в полном смысле слова называть Дантеса убийцей несправедливо. Это был честный поединок по правилам двух опытных (и непримиримых) дуэлянтов-дворян.
А Пушкин по злой иронии судьбы умер 29 января - в день рождения своего старшего друга - поэта В.Жуковского и унес пулю, выпущенную в него Дантесом, с собой в могилу у Святогорского монастыря.

Юрий Прохоров, историк
Ведущая полосы Галина Галкина
Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп