Скажи мне, кто твой друг... Георгий Афонин Состоялась премьера документального фильма о выдающемся деятеле казахстанской культуры, писателе, драматурге и переводчике Калтае Мухамеджанове. Новый проект Александра Головинского, в котором воссоздана жизнь реального человека, уже вошел в золотой фонд отечественного документального кино Dалее Пожелай мне удачи в бою... Союз кинематографистов избрал себе нового председателя Галия Тушкина, кинокритик “Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает...” Слова этой всем известной песни из кинофильма “Большая перемена” так и вертелись у меня на языке, когда в прошлую пятницу, на 10 юбилейном съезде Союза кинематографистов мы выбирали себе нового лидера. После подсчета голосов, закончившегося в полночь, председателем Союза кинематографистов стал молодой кинорежиссер Амир Каракулов. На съезде зарегистрировались 165 делегатов. Из них 110 человек отдали свои голоса за Амира Каракулова. Выбор кинематографистов совпал с предложением кандидата. Последний съезд союза проходил в 1999 году. Тогда срочно надо было искать пути выхода из экономического кризиса. Свои рабочие программы тогда представили Сламбек Таукелов и Игорь Вовнянко, Болат Омаров, приехавший на время из-за рубежа Рашид Нугманов. Убедить делегатов смог Максим Смагулов. Его программа выглядела внушительной и экономически грамотной. А его смелое заявление о том, что инвесторы уже выстроились в очередь и горят желанием вложить тысячи долларов в наше кинопроизводство, стало последним аргументом в его пользу. С тех пор прошло четыре года. Все это время, к сожалению, мы подсчитывали свои потери, а не приобретения. И обвинять во всех смертных грехах только Максима Смагулова не стоит. Время продиктовало свои жестокие условия рынка. Дом кино, который киношники всегда считали своим вторым домом, выкупили под казино и ресторан. Дюжие охранники первое время даже не пускали бывших “хозяев” в евроотремонтированный Cinema-club, так стали именовать бывший Дом кино. Союзу кинематографистов оставили четыре комнаты и кинозал, где “крутят” только голливудские картины. Нужно сказать спасибо бизнесменам, которые сделали из старого здания “конфетку” (наверняка таких денег у союза не нашлось бы еще в ближайшие полвека), с другой стороны, исчезла своеобразная атмосфера свободного общения. В Дом кино больше не тянуло. Тем более что свое первоначальное предназначение он уже утерял. Ведь эти стены видели шумные премьеры, ежегодные кинофестивали, известных актеров, режиссеров со всего мира, сюда приходили просто так, посидеть за чашкой кофе, поговорить о проблемах и будущих проектах. Это была наша общая боль, общая беда. И это стало одним из главных пунктов в программах почти всех кандидатов на пост председателя Союза кинематографистов. А их было четверо. Талгат Теменов, кинорежиссер. Снял фильмы: “Станция любви”, “Волчонок среди людей”, “Бегущая мишень” и др. До 2000 года был ректором Казахского государственного института театра и кино. Затем занял пост художественного руководителя киностудии “Казахфильм”. В настоящее время готовится к съемкам нового американо-казахского проекта “Кочевники”. В своем выступлении основной акцент сделал на то, что своим авторитетом может открыть любую дверь в правительстве и лоббировать интересы кинематографистов на любом уровне. Тунгышбай Джаманкулов, народный артист РК. Снялся почти в 30 фильмах, среди которых самые заметные роли Каир-хана в фильме “Гибель Отрара” и Кунанбая в фильме “Абай”. Возглавлял Казахский театр драмы им.Ауэзова. Из программы Джаманкулова: “Прошло время демагогии, пустых обещаний. Реалии сегодняшнего дня диктуют свои суровые законы, и противостоять им, направлять их негативную энергию в позитив могут только сильные личности. Только их голоса могут быть услышаны на олимпе власти. Смею себя отнести к таким людям, ибо прошел суровую школу жизни, которая закалила меня, помогла выстоять во всех невзгодах и лишениях...” Ментай Утепбергенов, актер. Снялся в фильмах “Тайны мадам Вонг”, “Интердевочка” и многих других. Известен своей большой коллекцией раритетов кино: плакатов, реквизита, выпустил альбом с марками о кино. На протяжении многих лет занимался активной пропагандой казахского кино. Нашел в Госфильмофонде России почти 20 фильмов наших режиссеров, которые были показаны по первому телеканалу. В своей программе поднял вопрос о возрождении журнала о кино и поддержке молодых режиссеров. Сергей Азимов, режиссер-документалист. Возглавлял телерадиокомплекс (ТРК) президента. Под его руководством на базе ТРК было снято около сорока документальных фильмов. С середины 2002 года занял пост генерального директора киностудии “Казахфильм”. В своем выступлении дал краткий отчет по своей деятельности и рассказал, какие перспективы и новые проекты ожидают киностудию в 2003 году. Инициативная группа выдвинула его кандидатуру на пост председателя СК. По собственному решению снял свою кандидатуру. Амир Каракулов, кинорежиссер. Снял фильмы “Разлучница”, “Голубиный звонарь”, “Жылама” и др., которые принимали участие в международных кинофестивалях и завоевали престижные призы. Имеет большой опыт в рекламном бизнесе. В настоящее время возглавляет творческо-производственное объединение “Дебют-реклама” на киностудии “Казахфильм”. В принципе его программа не отличалась от программ других кандидатов, но выступление на съезде заставило многих поверить молодому режиссеру. Каракулову удалось доказать присутствующим, что он реально осознает сегодняшнюю ситуацию. В частности, он задел очень серьезный вопрос об авторских правах. Кому как не общественной организации - Союзу кинематографистов - отстаивать и юридически защищать права на произведения искусства своих коллег: “Французский режиссер Франсуа Трюффо сказал: “Сначала я полюбил кино, а потом я уже полюбил женщин, славу и деньги”. Я хочу сказать, что все мы здесь сидящие любим кино, и мы не просто любим кино, а отдали этому слову и этому явлению свои жизни, и мне кажется, это кино достойно того, чтобы мы объединились и подняли его над своими головами и сделали себя и свой кинематограф достойным”. Бесспорно, что Каракулов по достоинству занял пост председателя правления Союза кинематографистов Казахстана. Как режиссер он уже доказал свою состоятельность, как человек нового поколения он доказал свое умение работать цивилизованно. Беспокоят два нюанса, которые могут помешать в дальнейшей работе новому председателю. Первое: Каракулов получил тяжелое наследство - союз почти развален и не работает, отсутствуют финансовая и исполнительская дисциплина, совершенно утерян профессиональный имидж союза среди кинематографистов. Второе: Каракулову всего 37 лет, его творческий потенциал как режиссера еще не реализован полностью, и может так случиться, что работа на съемочной площадке заставит забыть о своих обещаниях с трибуны съезда. Будем надеяться, что Амиру удастся совместить административную и творческую работу, выполнить обещанное и вернуть союзу былую славу и достоинство. Пожелаем ему удачи в этом бою! P.S. Следующий съезд состоится через три года. За это проголосовали все делегаты съезда. Времени у Каракулова в обрез, только не было бы как в той известной поговорке: “обещанного три года ждут”! |