4 апреля 2003
№ 13 (253)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Культура 

Джаз от “А” до “Я”

Жанна
Альжанова-Сагади

Сегодня в филармонии имени Жамбыла состоится торжественное открытие второго международного фестиваля “Jazz from A to Z”

Благодаря партнерам ежегодного джазового мероприятия в лице представителей посольств стран Европы и Азии в Казахстане в этом году поклонники этого необычного музыкального направления смогут услышать таких мировых звезд джаза, как Франсуа Жанно, трио Луи Склависа, Мишеля Мар (Франция), коллектив Виллема Брейкера (Нидерланды), трио Михаэля Загмайстера (Германия), джазовый квинтет Кимельмана (Израиль), Сиззл Охтака и Яцухито Мори Дуо (Япония). Зрителям будут представлены оригинальные совместные проекты молодежного джаз-банда “Алматы” и Франсуа Жанно, кыргызской джаз-группы и Мишеля Мар, ансамбля Виктора Хоменкова и гостей из Японии. Конечно же, порадуют публику и казахстанские исполнители: молодежный джаз-банд “Алматы” под управлением Тагира Зарипова, джаз-ансамбль Валерия Баннова, трио Жанны Саттаровой, “Арт-Вокал”, коллектив Владимира Осипова и “Биг-Бенд” под управлением известного композитора Якова Хана.
Каждый день фестиваля будет насыщен разного рода мероприятиями. Во-первых, приезд зарубежных музыкантов - это уникальная возможность общения и обмена опытом. В молодежном джазовом центре-школе, джаз-кафе и ресторане “Империал” пройдут мастер-классы и творческие мастерские с участием именитых гостей.

Досье “НП”
Силами энтузиастов по их собственной инициативе в 1991 году в Алматы был создан джазовый оркестр “Биг-Бенд”. Несмотря на то, что он функционирует на общественных началах, в его составе играют высокопрофессиональные музыканты (Эдуард Саршаев, Сергей Полянский, Валерий Баннов, Тагир Зарипов, Константин Логвинов, Лев Савченко, Анатолий Власов, Виктор Хоменков, Тахир Ибрагимов, Андрей Пархоменко, Юрий Юрко, Павел Юнусов, Кайсабек Ашимов, Сергей Голивец и многие другие).
Репертуар “Биг-Бенда” составляет как музыка классического джаза, так и современного, но самое главное - использование богатства традиционной фольклорной музыки народов Казахстана.
Биг-бенд участвовал во многих международных джазовых фестивалях: Тараз (1991 г.), Бишкек (1992 г.), Новосибирск (1993 г.), Алматы (1999 - 2002 гг.). В феврале текущего года в концертном зале филармонии имени Жамбыла “Биг-Бенд” выступил с грандиозным сольным концертом “Джаз в Казахстане”.

Накануне открытия грандиозной джазовой тусовки мы решили узнать, чем живет сейчас казахстанский джаз. Для этого мы встретились с одним из участников фестиваля, руководителем “Биг-Бенда” Алматы Яковом Ханом.
- Яков Николаевич, по вашим рассказам лучшей джазовой школой для вас стало радио “Голос Америки”?
- Да. Вообще, джазом я стал заниматься с 1963 года в родном Шымкенте, где родился и вырос. Очень много гонений на музыкантов было тогда. Помню, даже шутили зло: “Кто играет джаз, тот и Родину предаст”. Гоняли вплоть до исключения из места учебы. Но мы все эти трения мужественно прошли.
Потом во время прохождения армейской службы в Туркмении с завидным упорством слушали трансляцию радио “Голос Америки”, а именно музыкальную программу “Час джаза”. Это была для меня, конечно, лучшая джазовая школа. Всю транслировавшуюся музыку мы тут же записывали на магнитофон.
Это сейчас я начинаю осознавать, что тогда меня спасал только джаз. Уже в армии я стал заниматься аранжировкой различных джазовых композиций. Все наряды, гауптвахты и прочее для меня были нипочем. Вся эта любовь позже переросла в небольшой армейский оркестр. Иногда, переодеваясь в гражданские одежды, мы играли на танцевальных площадках центральных городских парков. Как-то случилась такая история: комендант города узнал нас, весело импровизирующих на танцах! Пришлось посидеть на “губе” трое суток!
- Каким образом продолжилась ваша джазовая деятельность после армии?
- После армии я стал работать в корейском театре Алматы главным дирижером. Признаюсь, и здесь во всем пытался внести элементы джаза. Скажу без ложной скромности, в корейском театре тогда был самый лучший джазовый оркестр в Казахстане. Репертуарная политика театра, конечно, сохранялась, но и руководство отнеслось к нам с пониманием, разрешив играть то, что мы хотим. С оркестром мы объездили почти весь Союз - от Питера до Кушки, от Украины и Прибалтики до Сахалина.

- Когда появился “Биг-Бенд”?
- В нынешнем “Биг-Бенде” работает большинство ребят, кто еще начинал в оркестре (Тахир Ибрагимов, Юрий Юрко, Эдуард Саршаев, Валерий Баннов, Тагир Зарипов), хотя появилось и очень много молодых исполнителей. Сейчас у этих корифеев свои джазовые школы, группы. Но, несмотря ни на что, мы всегда вместе. Как зародился “Биг-Бенд”? В 1991 году в джазовой среде образовался какой-то вакуум. Я встретился с Тахиром и говорю ему: “Давай организуем биг-бенд, что-то все зарылись по своим норам, где все то, что мы делали в молодости?” Вот тут-то мы и созвонились с ребятами и просто на голом энтузиазме организовали оркестр. Наш самый первый совместный выезд - участие в международном джазовом фестивале в Жамбыле, позже ездили в Бишкек, были приглашены в Новосибирск на международный джазовый форум, где участвовало три биг-бенда: из Ростова-на-Дону, Новосибирска и Казахстана. Знаете, когда представляешь свою страну, переполняет чувство гордости за нее. Хотя чиновники “от культуры” не помогли нам тогда ничем, обойдясь лишь долгими напутствиями об обязательном возвращении с победой!

- Что вы можете сказать о развитии казахстанской джазовой школы?
- Сейчас страшное время, идет деградация какая-то... Это я могу сказать, смотря ежедневно на экран телевизора. Дешевая попса. Все помешаны на внешних эффектах! Если есть деньги, тебя успешно раскрутят! К чему идет общество? В музыке отсутствует духовное, нравственное начало.
Что я хочу сказать о нас, то мы своей музыкой хотим выразить свое отношение к происходящему, а именно играть ту музыку, которую хотим. Она ведь не идет наперекор закону. Джазу невозможно научить. Это от Бога.
У нас нет государственной поддержки. Каждый музыкант пробивается как может. Наперекор всем духовным ценностям приходится ведь думать и о хлебе насущном. Джаз - не коммерческая музыка, на нем не заработаешь. Это на Западе есть джазовые ассоциации, поддерживающие творчество музыкантов. У нас же этого нет. У Тагира Зарипова хорошая детская джазовая школа. Хорошее начало. Они поддерживают связь с Америкой, которая, в свою очередь, содействует развитию джаза в Казахстане. Но так могут не все. Это только в Алматы. А как много талантов в областях! Нет школы, нет базы... И помощи ждать неоткуда.
Джазовые отделения у нас есть в колледже К.Байсеитовой, академии искусств... Сложилась такая тенденция, что молодые хотят популярности, как можно быстрее выйти на экраны и оказаться на верхушке айсберга, но никто не хочет по-настоящему трудиться.

- Не потому ли, что данное музыкальное направление не так популярно в Казахстане?
- Мы играем джаз не для того, чтобы завоевывать популярность или кому-либо понравиться. Это состояние души. Классика, скажем, написана нашими великими музыкантами, и интерпретации ее могут быть разными. Я чувствую Баха так, а вы по-другому. Джаз - это импровизация, выражение своих мыслей... Есть определенная тема, но ее разработка свободна, по твоему усмотрению. Никогда завтра не сыграешь точно так же, как сегодня, поскольку завтра тебя посетит иное состояние, иное настроение...
Джаз - это элитарная музыка, не для общей толпы, представляющая собой палитру со всеми цветами радуги. Его невозможно объяснить словами. Как сказал один из великих музыкантов: “Придите, послушайте и определите сами, что это такое”. Каждый человек понимает джаз по-своему.
- Менялся ли за все время существования репертуар “Биг-Бенда”?
- Время-то идет. Меняется манера исполнения, соответственно, и репертуар претерпевает кое-какие изменения. Но классика всегда остается классикой. Классический джаз и есть классический джаз. Это основа, фундамент, без которого мы не сможем играть современный джаз. Главная задача сейчас для меня как для руководителя - это найти свое лицо. Мы живем в многонациональной стране, с богатейшим музыкальным фольклором. Хотелось бы использовать в своих произведениях некоторые элементы этих “богатств”.
- Долгое время вы являлись художественным руководителем группы “Самульнори”, частым гостем джазовых концертов...
- Эту группу мы организовали при театре. Впервые я услышал это таинственное звучание барабанов в Пхеньяне и был ошарашен! Подумал сразу же: надо подобное организовать и в Казахстане! Стиль самульнори основан на четырех стихиях, четырех звуках: молнии, грома, дождя и облака. При помощи барабанов рождается такая музыка, что зрители просто впадают в транс.
- Они играют медитативную музыку. Пытались ли вы внести в их репертуар элементы джаза?
- Да, элементы джаза есть. Можно сказать, что я нашел синтез с джазом, когда услышал еще первые таинственные звуки самульнори. Позже, когда группа была создана при театре, думал добавить европейские инструменты: скрипку, саксофон, духовые... Таким образом получился бы небольшой биг-бенд. Но солисты группы - молодые ребята, их больше увлекала попса, современные ритмы. Хотя я говорил им, что эта популярность временная и завтра ее не будет. Я их не виню. Конечно, жаль, но я думал, что привью им настоящую музыку. Пусть джаз будет в вас, а не вы в джазе.

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп