28 марта 2003
№ 12 (252)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    События 

Нефть в обмен на занятость

Андрей Губенко

В нашей стране бывает всякое, и даже под лежачий камень, случается, течет вода. Вернее, деньги под “лежачий” завод. Так, похоже, наметился прогресс в реализации самого знаменитого (и спорного) долгостроя Казахстана: началась реконструкция Атырауского нефтеперерабатывающего завода. 14 марта вступил в силу “контракт под ключ”. А 14 февраля 2006 года подрядчик - японский консорциум “Марубени” - должен будет завершить работу, и старейший НПЗ в республике начнет новую жизнь

Таким образом, закончилась многолетняя эпопея, начавшаяся еще в прошлом веке, в ходе которой в качестве возможных инвесторов АНПЗ назывались поочередно едва ли не все страны “большой семерки”. Причем не раз сообщалось, что реконструкция многострадального завода стартует вот-вот - и всякий раз информация оказывалась “уткой”.
Последний случай произошел в феврале прошлого года, когда в Атырау даже торжественно заложили “первый камень” грядущей реконструкции. Так этот церемониальный камень и пролежал целый год, палимый неласковым каспийским солнцем.
Сегодня, однако, все выглядит серьезно (хотя риск сглазить, конечно, имеется). Стоимость проекта - 310 миллионов долларов. Из них 200 дает Японский банк международного сотрудничества. Подрядчик, как выше сказано, из этой же страны.
Но главное, 14 марта, как сообщил печатный орган “КМГ” “МунайGazeta”, казахстанская сторона получила первые кредитные деньги - около 34 миллионов долларов от международного синдиката, куда помимо двух коммерческих банков - китайского “Гонконг Шанхай банка” и французского “БНП-Париба” - вошла и сама корпорация “Марубени”. В тот же день “КМГ” отправил их в качестве аванса в Токио - и, стало быть, контракт де-факто вступил в силу.
Что ж, все, что ни делается - говорят, к лучшему. Хотя экономический смысл реконструкции АНПЗ, мягко говоря, неочевиден. Об этом много говорилось, и, в частности, на страницах “НП”. Объем местного рынка невелик, да и в целом по Казахстану даже более современные “Шымкентнефтеоргсинтез” и Павлодарский НХЗ испытывают проблемы со сбытом. Однако политическое решение принято, и главным образом - из-за социальной значимости завода для региона. Ведь альтернатива реконструкции - закрытие морально и физически устаревшего, неконкурентоспособного предприятия.

Эти же два обстоятельства - технологическая отсталость АНПЗ и недостаточная емкость казахстанского рынка ГСМ - предопределили и характер реконструкции. Цель - не увеличение мощности завода (составляющей 5 миллионов тонн нефтяного эквивалента), а углубление переработки сырья.
После реконструкции она должна составить 85-92 процента. Предприятие, в частности, будет производить бензин АИ-95 по стандарту Евро-2005, увеличит в 4 раза выпуск АИ-93, освоит производство зимнего дизтоплива без добавления присадок. Существенно минимизируется и ущерб экологии.
Но, главное, повторимся, социальный аспект проекта, осуществление которого должно обеспечить бесперебойную работу предприятия и занятость его многотысячного коллектива. Хотя как знать... Возможно, освоение каспийского шельфа и неизбежное развитие региона в будущем привнесет в проект и экономический смысл.

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп