28 марта 2003
№ 12 (252)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    События 

Село в Сети

Андрей Губенко

Цыплят считают по осени, а национальные компании - по весне. В канун хлопотливой крестьянской весны правительство сделало селянам “подарок” - создало нацкомпанию, которая как раз поможет им “считать цыплят” - ОАО “Казагромаркетинг”

А знаете, порой создается впечатление, что решение любого вопроса наши чиновники начинают сотворением профилирующей национальной компании. Мы уже не говорим о том, о чем неоднократно писали ранее - что нефть, уран и прочий ходовой товар, с реализацией которого превосходно справился бы частный предприниматель, зачем-то препоручили ведению государственных приказчиков.
Ну да ладно, это мы еще можем понять, зачем: правительству нужна ведь черная касса для его разнообразных хозяйских нужд. Но, похоже, вельможи наши, дай им волю, не преминули бы загнать под вывеску нацкомпаний не только стратегическое сырье, но и такие материи, как, например, службы знакомств (мотивируя это неблагоприятной демографической ситуацией) или, положим, спорт. Удивления достойно, как до сих пор не создана национальная компания или хотя бы РГП по проведению Года Казахстана в России...

Будущие заказчики продукции новой нацкомпании

Это не шутки ради сказано, потому что акционерное общество под Год села таки создано - и это вышеупомянутый “Казагромаркетинг”. Вернее, не то чтобы “под”... а впрочем, судите сами.
Итак, “Казагромаркетинг” - открытое акционерное общество со 100-процентным участием государства - создано 28 февраля 2003 года. Уставный капитал - 170 миллионов тенге - сформирован совместно с Министерством сельского хозяйства за счет средств республиканского бюджета по программе 704 “Внедрение и развитие информационной инфраструктуры на селе”. Основной предмет деятельности: маркетинговые исследования рынков сельхозпродукции, обеспечение маркетинговой информацией сельхозтоваропроизводителей, предоставление аналитической информации по сельскому хозяйству госорганам.
В принципе, мы сталкиваемся с обыкновенной для Казахстана ситуацией, когда имеется реальная проблема, правительством предпринимаются шаги по ее решению, внешне благопристойные (и даже в соответствии с мировой практикой), но в суровой и специфичной казахстанской действительности дело оборачивается в лучшем случае мыльным пузырем, а то и чем почище.
Реальная проблема - это действительно гигантская информационная отсталость нашего села, которая не только не позволяет казахстанскому сельскому хозяйству быть конкурентоспособным на мировом рынке (об этом и толковать нечего), но не дает и нам самим (точнее, тем, кто этим должен заниматься) отслеживать ситуацию в отрасли.
Проблему эту пожелал решить еще предыдущий Кабинет министров, и в 2000 году была сочинена концепция формирования информационно-маркетинговой системы Министерства сельского хозяйства (ИМС МХС). Задумка была широкая: благодаря этой самой ИМС вся полевая рать, от фермера до министра, должна была бы иметь доступ ко всей информации, имеющей хоть какое-то отношение к с/х. Будь то ход весеннего сева или цены на зерновые культуры, отчет о ходе борьбы с саранчовыми или ежемесячные справки о количестве реализованного и использованного для осеменения коров и телок семени производителей. И т.д. и т.п.
Однако не сложилось. Почему - кто знает. Возможно, и потому, что правила функционирования ИМС были утверждены лишь в январе 2002 года - спустя пару лет. Хотя, не исключено, все осталось бы по-прежнему, даже если бы правила подготовили на следующий день. Для того, кому доводилось бывать в нашей глубинке (в отличие от авторов концепции), это, уверены, не стало бы сюрпризом. Здесь сначала бы с материальной инфраструктурой разобраться, дороги залатать, канализацию провести, а уж затем объединять казахстанские веси и аулы в сеть, да подключать к Интернету. Иначе это не маркетинг, а издевательство какое-то.
Однако именно не иначе как в продолжение этого застарелого проекта и создан “Казагромаркетинг”. К тому же, как следует из правил функционирования ИМС, подключение к информационной базе будет производиться на основе договоров. А поскольку акционерное общество имеет целью все-таки получение коммерческой выгоды, мы ярко представляем себе сельских тружеников, выстроившихся в очередь за платными справками-сводками с товарно-сырьевых бирж. И главное, мы легко допускаем, что подобную практику со справками (без которых нельзя будет заключать сделки) можно ввести, и не дожидаясь создания действительно серьезной, полной, и что важно, доступной базы.
Год села - это действительно подходящий повод. Чтобы инициировать долгожданные реформы в сельском хозяйстве. Чтобы инвестировать деньги для либерализации этой отрасли экономики. Но вместо того, похоже, мы получим еще одну благочинную канцелярию (каких много в наших палестинах), еще одну государственную контору по обмену никому не нужных справок на деньги смиренных прихожан. И вслед за другими отраслями экономики на строящееся здание сельскохозяйственного рынка также вешается огромный амбарный замок под вывеской “Национальная компания”.

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп