28 марта 2003
№ 12 (252)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    События 

Декан финансовой пирамиды
Убитый в Москве декан местной Финансово-юридической академии оказался казахстанским “Мавроди”

Ольга Медведева

“Российские ученые попали в группу риска. За последние полгода на преподавателей крупных вузов и НИИ нападали чаще, чем на бизнесменов”, сообщают российские интернет-сайты. Однако случай с Вадимом Рябцевым, как считают многие знавшие его казахстанцы, - закономерный финал его “благотворительной” деятельности.

Тело 55-летнего преподавателя было найдено 12 марта в час ночи по московскому времени в квартире его сына в доме номер 11 по Малому Ивановскому переулку. Судмедэксперты насчитали на груди и животе погибшего шесть ножевых ран. Согласно предварительным данным, Рябцев мог знать своего убийцу - тело нашли в одной из комнат, на кухне остались следы застолья, а из квартиры ничего не пропало. Следователи отрабатывают “бытовую” версию преступления.
Как сообщил представитель российских правоохранительных органов, по предварительным данным, убийство совершено на бытовой почве и не связано с профессиональной деятельностью Рябцева. Проводится расследование.
В течение нескольких суток московские оперативники задержали предполагаемого убийцу Рябцева. Им оказался 25-летний житель Тульской области. Уже в ходе первого допроса выяснилось, что задержанный знал Рябцева не менее пяти лет. По словам оперативников, задержанный подтвердил, что был в квартире Рябцева и они вместе распивали спиртные напитки. При этом он утверждает, что сейчас не помнит, при каких обстоятельствах был убит Вадим Рябцев.
По словам начальника отдела управления информации и общественных связей ГУВД Москвы Евгения Гильдеева, подозреваемый забыл в квартире убитого свою карточку временной регистрации. По ней, судя по всему, милиция и вышла на след убийцы.
В ходе следствия также выяснилось, что Вадим Рябцев несколько лет разыскивался правоохранительными органами Казахстана за валютные махинации и создание финансовых пирамид.
Что это были за пирамиды? - с этим вопросом мы обратились в Министерство внутренних дел РК. На наш запрос полицейские ответили, что расследованием “Дела Рябцева” занималась финансовая полиция Алматы. В пресс-службе самой финансовой полиции заявили, что человека с такой фамилией не припомнят, а посмотреть информацию в компьютере нет возможности по техническим причинам.
По словам одного из сотрудников финансовой полиции, некий Рябцев в 1999 году проходил по уголовному делу “за создание ряда непонятных фирм и финансовых пирамид. Якобы он занимался автомобилями... Числился в розыске. Местонахождение его было установлено, но Россия не выдала его нам; Рябцев успел принять российское гражданство”.
Еще один следователь, пожелавший остаться неназванным, сообщил следующее: “Рябцев облапошил десятки тысяч алматинцев. Свою “пирамиду” он пустил на закупку целой партии российских автомобилей... часть из них, говорят, была реализована через местного автомобильного авторитета Петра Балагуту”.
(Напомним, Петр Балагута был убит наемным киллером в 2000 году. В настоящее время дело расследует Южное РУБОП. Что касается общего “бизнеса” Петра Балагуты и Вадима Рябцева, то по документам, попавшим к нам, мы эту связь не узрели. - Авт.)
Мы провели собственные поиски финансовых “пирамид” господина Рябцева и выяснили, что 4 ноября 1998 года управление юстиции Алматы зарегистрировало детище Вадима Ряцева - общественный фонд “Комек”. Вскоре новый фонд совместно с международной компанией Рlаnеt Finаncial Group LLC учреждает дисконтный клуб. До определенного времени и фонд, и клуб расценивалась обществом положительно.
В рекламных каталогах красочно расписывалось: “Дисконтная карта ОФ “Комек” совмещена с платежной пластиковой картой НБК. С помощью этой карты вы можете расплачиваться в магазинах, отелях, медицинских учреждениях, ресторанах, клубах, туристических и авиаагентствах, в любой точке Казахстана. Являясь членом клуба, Вы можете заключить партнерские договора с предприятиями, учреждениями, заведениями, магазинами, МП и т.д. на скидки на товары, продукты и услуги”.
Нужно отдать должное организаторскому таланту Вадима Рябцева - свою фирму он разрекламировал на ура. Статьи в газетах, видеоролики и выступления на ТV, ежедневные презентации, красочные каталоги, пластиковые карточки и фирменные наклейки.
Один из имиджмейкеров “Комека” Владимир Д. вспоминает: “С Рябцевым мы проработали два месяца. Интересный мужчина, интеллигентный, небольшого роста. С мягким приятным голосом. Кажется, раньше он преподавал в одном из алматинских вузов, кажется, математику... На меня он произвел впечатление честного жулика. Дисконтный клуб, созданный им, действительно хорошо себя зарекомендовал. Но потом, как мне показалось, его окружение втянуло Рябцева в эту авантюру; людям захотелось быстро сорвать большой куш”.
По материалам уголовного дела, через кассы фондов ежедневно проходили десятки тысяч (!) человек. Людям уж очень хотелось получить обещанные 300 процентов вознаграждения от вложенной суммы, да еще в какой срок - 10-14 банковских дней! Рябцев и его компания не изобрели ноу-хау: доход в их финансовой пирамиде складывался за счет вербовки новых облапошенных граждан.
Из материалов дела: “Занятие банковской деятельностью без соответствующей лицензии уполномоченного органа, когда ее наличие обязательно, причинившее особо крупный ущерб гражданам (поступление денег за 3 месяца 1999 года - 40579601 тенге, за 6 месяцев 1999 г. - 54 988 22 тенге), государству, а также сопряженное с извлечением доходов в крупном размере (за 3 месяца 1999 г. - 23 883 092 тенге) является уголовно наказуемым деянием в соответствии со статьей 191, ч.2 п. “б” УК РК - осуществление незаконной банковской деятельности”.
Опыт оказался заразителен. Вслед за “Комек” как грибы-поганки после дождя расплодились целые колонии “благотворительных” фондов: ОБФ “Камкорлык”, клуб “Оазис”, ОФ “Колдау”, БОФ “Мейыр”, ОБФ “Айголек” и другие. Однако, по мнению вкладчиков, “крестным отцом” всей этой “благотворительной” компании стал “Комек”.
В обращении к депутату мажилиса Гани Касымову обманутые вкладчики писали: “...это было специально организовано в целях сбора и аккумулирования денег на предвыборную в то время кампанию в парламент, мажилис, маслихат, на Миллениум-2000 и просто для пополнения бюджетов Алматы и Алматинской области (например, за НБФ “Пана” открыто, многие подтверждают, стоит один из руководителей города)...
Известны также факты, что ряд чиновников налогового комитета, прокуратуры, РУВД и другие, призванные соблюдать законность и правопорядок, всячески оказывали поддержку липовым благотворительным фондам, снабжая их руководство фальшивыми справками, актами аудиторской проверки их финансовой деятельности даже в период судебных заседаний”.
Вадим Рябцев одурачивал не только простых смертных. В материалах дела хранятся письма Рябцева с его “прожектами”, адресованные генеральному директору КМК “Астана Моторс” А.Усербаеву, генеральному директору автоцентра “Меркур” Е. Байменову, министру науки и высшего образования В.Школьнику, председателю мажилиса парламента М.Оспанову, премьер-министру Н.Балгимбаеву.
Один из проектов, который предлагал Вадим Рябцев высокопоставленным казахстанским чиновникам - создать на базе поселка Алатау (под Алматы), где расположен Институт ядерной физики, специфический экономический анклав в виде технополиса. К письму прилагался проект технополиса под кодовым названием “ТЕНГРИ-ХХ!”. Дальше красивых слов, однако, дело не пошло.
Зато после бури людского недовольства деятельностью “Комека” заинтересовались все разом: и полиция, и налоговики, и прокуратура. Было собрано три десятка томов уголовного дела. Однако большую их часть составляли формальные отписки. Шесть раз сменялись следователи по делу. Порой несколько раз в месяц дело то закрывалось, то снова возбуждалось.
У Рябцева забрали паспорт, а через месяц он получил уже новый, выехал в Москву и оформил российское гражданство. Судя по всему, довольно успешно на момент убийства работал деканом Финансово-юридической академии - с таким опытом немудрено сделать карьеру. Уж обманутые казахстанцы это знают не понаслышке.
Но карьерный рост остановил 25-летний гость из города Тулы. Как подчеркивают московские следователи, убийство не связано с работой Рябцева в академии. Еще один акцент - подозреваемый как минимум 5 лет знал Вадима Рябцева. Выходит, знакомство тянется еще с Алматы? Остается только догадываться, может, с махинатором расквитался еще один обманутый лох? Или декана “финансовых пирамид” заказали вкладчики “Комека”?

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп