Часы и время Шарипова Галина Галкина Петр Шарипов - джазмен, певец, обладающий необыкновенным “медным”, джазовым тембром. Но мало кто знает, что прежде чем обрести уникальный голос, он совершенно потерял его в аварии Тяга к Москве, столице искусств, знакома любому артисту. Именно там можно реализовать свои самые дерзкие амбиции. Петр Шарипов верил в успех, когда отправлялся в Москву: юности свойственна самоуверенность. Приступил к работе в театре-студии-школе музыкального искусства под управлением Гончарова. Но... “любовная лодка разбилась о быт”. | Пять из пяти
В мае 2003 года “НП” исполнится пять лет. Этот отрезок времени мы прожили вместе с нашими героями, о которых писали в наших публикациях. Что значимого произошло в их жизни за минувшие пять лет? Выпускник Алматинского театрально-художественного института по специальности “актер музыкального театра и солист концертной эстрады” и аспирантуры по специальности “преподаватель сценического движения, боя, стилевого поведения и этикета” у профессора Черноземова в Ленинграде, сегодня работает в Москве, в оркестре Олега Лундстрема (оркестр занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый долго существующий оркестр). В репертуаре Петра Шарипова - джазовые классические произведения. 1999 год. Впервые обратился к оперному творчеству и спел неаполитанский цикл песен. 2000 год. Самое яркое событие - встреча Миллениума в горах, в палатке, на высоте 3500 метров: “Несли с собой все - шампанское в пластиковых бутылках (чтобы уменьшить вес), торт, который все же был смят, и ели его потом ложками из целлофанового пакета. Тяжело поднимались, протаптывали дорогу в высоком снегу. Еду грели на примусе, так как выше 300 метров в горах нет растительности”. Петр уверен, что так, как встретили 3 тысячелетие он и его друзья, мало кто еще встречал. Было ощущение необычности происходящего и того, что это уже не повторится. 2001 год. Было написано лучшее стихотворение. Стихи Петр Шарипов пишет с юности - разножанровые - всерьез и для развлечения. Иногда по просьбе женщин дает автограф в стихотворной форме на собственной визитке. Такой, например: “Беспечен свет, народ страдает. Почти ничто не возбуждает. И к сатане скорей на пир - спешу покинуть этот мир. И ужас леденит мне кровь, когда б не ты, моя любовь”. Стихи для Петра Шарипова - “гимнастика ума”. 2002 год. Впервые пел с камерным оркестром под управлением Мурата Серкебаева. Исполнял джазовую классику. 2003 год. Планы выпустить в Алматы собственный диск, а также привезти из Москвы легендарный оркестр Олега Лундстрема. |
Авария - К сожалению, в Москве советской невозможно было жить на одну зарплату, снимать квартиру и с утра до вечера работать в театре. Невозможно было, получая 120 рублей, 100 отдавать за квартиру, а на 20 рублей - жить. Я вынужден был вернуться в Алма-Ату. Занимался коммерческими делами, пытаясь заработать на достойное существование. Это был период, когда он оставил артистическую стезю. В 1991 году Петр Шарипов попал в аварию. Травма была такова, что он потерял голос. - Именно тогда, когда я лишился голоса, во мне что-то будто повернулось. Я сказал себе: как же так, всю жизнь я учился пению и в последующем ничего не сделал в этой связи. Доктора сказали Петру: с вашей травмой можно повесить диплом на стенку и искать работу, не связанную с театром и музыкой. Он им даже не возражал, так как после аварии совсем не мог говорить. На бумаге написал: “Есть ли надежда на восстановление?” Врачи, не щадя его чувств, ответили прямо: “Ничего не восстановится. Возвратный нерв в связках перебит, у вас не будет никакого голоса”. Голос: потерять, чтобы найти Его голоса не было слышно даже по телефону. Шарипов стал упорно тренировать голос наперекор всем запретам и прогнозам: - Купил трубу. Чтобы увеличить подсвязочное давление, неутомимо дул в эту трубу. Тренировал вторую связку. Голос стал возвращаться. Пропал фальцет, которым я владел до аварии, уменьшился диапазон, но зато голос приобрел характерную окраску, джазовый оттенок. Шарипов и раньше увлекался джазом. Учась в театрально-художественном институте по классу оперного вокала, он обращался к джазовой классике. - Теперь, когда я обрел “новый” голос, дал свой первый концерт, после которого понял, что людям нравится то, что я делаю. После этого концерта о Петре Шарипове заговорили, отмечали необычный голос, своеобразное исполнение. Он подумал вдруг, что авария, потеря голоса были отнюдь не случайны. Это заставило его размышлять о выборе, предназначении. Он боролся за возможность петь. Ему не верилось, что “роковой случай” чуть не отнял то, что принадлежало ему - его голос, артистическую судьбу. - Это было как наваждение - страстное желание вернуть голос. Ощущение после аварии было такое, будто отняли часть жизни, отрезали часть тебя самого. Как одержимый стремился вернуть утраченный мир. Слушал музыку, и слезы наворачивались на глаза. Когда голос вернулся, почувствовал, что мне дали вторую попытку. Решил, что теперь не упущу своего шанса. Сцена Каждый выход на сцену, по признанию Петра Шарипова, если он удачен, это огромное удовлетворение. - Джаз - это плоскость, в которой я могу себя проявить. В Алматы мы с Муратом Серкебаевым дали концерт, в котором показали джазовые вещи: с камерным оркестром в филармонии. Это был джаз, близкий к классике. Мне нравится свобода в творчестве. Не сковывая себя приверженностью к определенному жанру, я обращаюсь к классике, к опере. После обретения нового голоса не мог петь оперные вещи, но сейчас уже готов к этому. Однако джаз остается сильнейшим впечатлением и привязанностью. Натаниэл Адамс Коул - Нэт Кинг Коул - человек, услышав голос которого, я испытал потрясение, будто удар по голове получил. Голос этого джазового певца несильный, но с широким диапазоном, со своеобразным, завораживающим тембром. Но для меня певец номер один - Марио Ланца. Это псевдоним Альфредо Кокоца. Здесь, в Алматы, я в каждом магазинчике спрашивал, есть ли компакт-диск? Меня спрашивали: “А кто это?” И однажды вдруг услышал в ответ: “Да вот же его компакт-диск”. Счастью моему не было предела. Из репертуара Марио Ланца всегда черпали оперные певцы, особенно теноры. Голос Марио Ланца, подача, звукоизвлечение... - мне как певцу его творчество много дало. Алма-Ата Город, в котором я родился, где прошло детство. Здесь я учился музыке, актерскому мастерству, снялся первый раз в кино. Этот город невозможно представить без гор. Без гор не могу представить и свою жизнь. Алма-Ата - больше, чем город, это любимый, родной, единственный город. Все, что случилось хорошего в жизни, было в Алма-Ате. В Алма-Ате я чувствую себя востребованным, поэтому решил именно здесь выпустить компакт-диск. Возможно, мне удастся привезти в Алма-Ату наш легендарный оркестр Олега Лундстрема. Москва Работать предпочитаю в Москве, где есть возможности для творческого роста, большая слушательская аудитория. Это мировая столица искусств, все новое появляется на сценах Москвы, и в то же время лучшее исполнение классики можно услышать именно здесь. В этом мегаполисе огромное количество людей, которым интересно проявление любого вида творчества. Там просто во много больше людей, чем во всем Казахстане. Московская жизнь очень отличается от алматинской: размеренной, спокойной. Возможно, в этой уравновешенности есть алматинская “сермяжная” правда - чтобы все было исподволь, постепенно... Но Москва - это город больших эмоциональных всплесков. Кипящий котел, в котором все собрано, кипит, бурлит, плавится... Иногда, правда, от этого кипения устаешь. Но и без него не можешь. Здесь я занимаюсь концертной деятельностью в легендарном оркестре Олега Лундстрема. Сам Олег Леонидович почти не дирижирует. Мы работаем со вторым дирижером - Вячеславом Кадерским. Работа с большими музыкантами оркестра Олега Лундстрема подтягивает, заставляет стремиться к новому. Творческое общение с ними обогащает профессионально. Пою с ними джазовые классические произведения, которые очень люблю. Деньги Никогда не стремился ставить деньги во главу угла и превращать их в самоцель. Может быть, это и неплохая цель - делать все ради денег. И кто-то именно этим и занимается. Применительно ко мне, мои занятия музыкой не приносят мне никаких доходов, скорее - одни расходы. Но я хочу делать то, что мне нравится. Может быть, на заработанные мною средства невозможно жить так, как хотелось бы. Но, думаю, деньги во имя денег не приносили бы мне радость. Большие деньги - большие возможности... Так ли это? На экраны ТВ, на эстраду часто попадают люди, далекие от искусства, даже от элементарного профессионализма. Но они имеют деньги - их родители, дяди, тети. По-видимому, таким образом они тешат свое тщеславие. Всюду полно обыкновенной попсы и хип-хопа. Это явление общее для Москвы, Алма-Аты. А сколько ярких исполнителей, музыкантов остаются неизвестными лишь потому, что у них нет возможности попасть на ТВ. Время Его всегда не хватает. Отношусь к нему философски. Самое главное в отношениях человека со временем - это умение распоряжаться им по-своему усмотрению. Если ты хочешь работать, то работаешь, если нет такого желания или возможности, тебя никто не заставит. Ходить каждый день на работу и быть там с 9 до 18... Испытывать стресс, отправляясь каждый день в офис, и вскакивать каждый понедельник с головной болью... Слава богу, со мной такого не было. Как не было начальника, который бы распоряжался мною. Я всегда зависел от самого себя. Это мое время. Время тянулось в детстве медленно. Сегодня оно уплотнилось. Это ощущаю не только я, но многие. Время сегодня летит гораздо быстрее, чем это было изначально. Зависит ли это от образа жизни? В жизни много происходит такого, чего не было раньше. От этого ощущение спрессованности времени. Иногда время останавливается. Со мной это происходит, когда удается удачно выступить. И если выступление понравилось зрителям, то это и есть квинтэссенция творчества. Наступает то самое мгновенье, которое прекрасно. Гнев Не терплю хамства, пренебрежительного отношения к людям. Стараюсь не позволять себе подобного. И по отношению к себе не допускаю. Лучше бы отвернуться и уйти, но иногда приходится пресекать. Здоровье Здоровый образ жизни позволяет более качественно прочувствовать саму жизнь. Всегда занимался спортом: фигурным катанием, плаванием, пятиборьем. Мастер спорта по фехтованию. И сейчас три раза в неделю занимаюсь в тренажерном зале. Если по какой-то причине пропускаю тренировку, чувствую дискомфорт. Близкие Это самое ценное в жизни человека. Самые близкие не только по крови, но и по духу люди. Друзей не бывает много. С потерей моего друга Игоря Анчевского ушла часть моей жизни. Я многому научился у него. Веселый, оптимистичный человек, которого смерть настигла в 42 года. Непревзойденный конферансье, ярчайший джазмен, бессменный ведущий джазовых концертов. Второго человека с таким набором качеств больше нет для меня. Позже понимаешь, что самое главное в жизни - это люди, которых ты любишь. Возможность быть с ними, любить их, это и есть счастье в жизни, которого многие не понимают, не ценят. |