Синее-синее небо Ольга Медведева Надежный середнячок Так назвал свою область самый молодой в Казахстане аким - 33-летний Ермек Имантаев. - Вступая в роль акима, я уже знал область с экономической точки зрения, поскольку три года до этого проработал председателем налогового комитета, - говорит он. - Актюбинская область среди других отличается равномерностью своего развития. Нельзя сказать, чтобы одна отрасль экономики сильно превалировала над другими. У нас есть нефть, но объем добываемых углеводородов порядка 4 миллионов тонн в год - это мало. Пять процентов бюджета республики - это поступления от Актюбинской области. В табели о рангах областей Актюбинская занимает 9-е-10-е место. Не передовики. Но и не аутсайдеры. Серьезные середнячки. | Наша справка Актюбинская область занимает выгодное географическое положение на стыке Европы и Азии. Ее территория - 300 тысяч квадратных километров. Население области - 250 тысяч человек, примерно каждый второй - сельский житель. 80 процентов населения - казахи. Край богат золотом, нефтью, на его территории обнаружены газ, уголь, фосфориты, алюминиевые, хромитовые и никелевые руды; редкие металлы - титан, цирконий, огромные запасы строительных материалов: мрамора, габро, каолина, мела. Самыми крупными месторождениями нефти являются Жанажол и Кенкияк, суммарные геологические запасы которых составляют более 450 миллионов тонн. В 1998 году в области завершено строительство газопровода Жанажол - Актобе. Сегодня Актобе по праву можно назвать водочной столицей: здесь целых пять ликеро-водочных заводов (“Вимпекс”, “Аяжан”, “Кристалл”, “Омирбек”), которые покрывают потребности не только внутреннего рынка, но и успешно экспортируют свою продукцию. |
Сельская новь “Самой проблемной отраслью” назвал аким агропромышленный комплекс. Мы убедились в его правоте. В селах жизнь едва теплится. В советское время здесь интенсивно развивалось исключительно животноводство. Некогда богатые районы сейчас обнищали. Разочарованные аульчане питают слабую надежду на объявленные президентом три года села. И рассчитывают, что в это время местная власть всерьез обратит свои взоры на деревню. “От Алтынсарина (это Костанайская область) к нам движется железная дорога, - рассказывает аким области, - поэтому, когда мы будем связаны с зерновым севером, Актюбинская область со своим зерновым производством уже не выдержит конкуренции; себестоимость нашей пшеницы достаточно высока. Поэтому мы больше упор должны делать на животноводство (коневодство, верблюдоводство, крупный рогатый скот), хотим развивать свиноводство, птицеводство”.
| Самый молодой аким |
Как ожидается, к апрелю будет готов завод по производству растительного масла, что позволит сельхозпроизводителям переключиться с пшеницы на подсолнух. В планах - запуск мощной фабрики по выделке шкур, переработке шерсти и выпуску изделий из этих видов сырья стоимостью 25 миллионов долларов. “Третье направление, - говорит аким, - производство мясо-молочной продукции. Совместно с Евразийской группой мы сейчас отрабатываем этот вопрос”. На местном рынке - засилье российских и европейских продуктов. Согласитесь, голландский сыр - это марка. Но сливочное масло из Финляндии на актюбинском базаре - это режет слух, хотя это не анекдот, а реальность. Путь икры Актюбинск - город рыбный, говорят знатоки. На центральном базаре рыбные ряды занимают значительное место. Свежий балык стоит 700 тенге за килограмм, копченый - вдвое дороже. Форель - по 1500 тенге за кг, свежемороженая белуга - 600 тенге, икра - от 12 до 14 тысяч тенге. “Из Атырау или Уральска повезете домой икру - это контрабанда. А если купите у кого-то из нас - это просто продукт, - советует продавщица Бибигуль. - Если хотите, мы и документы сопутствующие предоставим”. По словам продавцов, икра и балык не всем покупателям по карману. “Но и в Актюбинске достаточно богачей”. Наш вопрос, как икра и каспийская рыбка заплывают на актюбинские рынки, вызвал нервозность в торговых рядах. Пришлось схитрить, что собираемся сами сделать маленький бизнес. Вот тут нам без утайки и представили весь расклад. Лучше всего из Уральска и Атырау икру вывозить ночью, так проще обойти полицейские и таможенные кордоны, более того, ночь зачастую позволяет проигнорировать требования полицейских остановить машину для досмотра. Если проехать мимо не удается, нужно остановиться как можно дальше от стражей порядка, выбросить из салона мешок с добром, сдать назад, подвергнуться проверке и осмотру, а когда вся процедура благополучно закончится, вернуться, подобрать мешок с икрой и спокойно ехать дальше. Таким образом люди умудряются в легковой автомашине вывезти за один раз до 100-200 килограммов икры.
| Уважают в Актобе каспийскую икорку |
Довез до Актюбинска - цена выросла как минимум на 50 процентов. Далее перекупщики отправляют товар по всему Казахстану и в Россию. Приезжают покупатели даже из Питера, Прибалтики. В последнее время казахстанские дороги стали более жестко контролироваться, поток контрабанды значительно уменьшился, жалуются продавцы. Да и смельчаков “сделать” деньги на икре поубавилось. Если раньше только актюбинский рынок обслуживали 70-100 поставщиков этого товара, то сейчас осталось человек пять. Остальные осуждены за контрабанду, говорит Бибигуль.
Развязка без дорог ...Исконно Актюбинская область - транспортная развязка Западного Казахстана, связующий центр с севером и югом республики, с соседней Россией. Это обстоятельство отлично используют те же контрабандисты. Несколько лет назад на одной из трасс произошла жестокая перестрелка: одна из преступных группировок совершила налет на конкурентов, перевозивших крупную партию наркотиков. Икра, наркотики, краденые автомобили - жизнь на актюбинских дорогах бурлит. И парадоксально звучит заявление, что жители Западного Казахстана отрезаны от центра страны. С тех пор как столица переехала в Астану, сотни и сотни чиновников, бизнесменов еженедельно отправляются по служебным или иным делам туда через Россию на поезде. На самолете летать дорого, а прямого автобусного сообщения нет. На поезде же приходится дважды пройти полную проверку вещей и документов. А потому чиновники любыми путями стараются избегать поездки в центр. Ностальжи и безработица По официальным данным, 40 процентов людей, покинувших в свое время Актюбинскую область, сейчас возвращаются. В чем феномен? Возвращаются не только из соседней России, но и из Германии, Израиля. Ностальгия, отсутствие пресловутого национального вопроса и экономическая стабильность - вот три причины, которые называют сами возвращенцы. Людям комфортно здесь жить, считает репатриантка, уроженка Украины, бывшая гражданка Германии Ганна Реш. К вопросу о комфортности. Официально в области зарегистрировано 13 тысяч безработных. Если учитывать скрытую безработицу, цифра поднимется до 40 тысяч. “Это в основном жители села, которые не имеют квалификации и вследствие этого не могут устроиться, - говорит аким области. - Над этой проблемой работаем”. Сфера услуг в Актобе - это даже не вчерашний день. Если вы первый раз отправляетесь в областной центр, будьте готовы к тому, что городской транспорт пассажиры ждут толпами на остановках, в гостиницах уже побывавшие здесь советуют не останавливаться, а найти приличную квартиру сложно и дорого. В кафе и ресторанах готовят не ахти как, и при этом очень дорого. “Сюда бы дюжину расторопных шымкентцев, они бы совершили революцию”, - шутят командированные алматинцы. “Просто наши люди еще стесняются идти в прислуги, в официанты, гувернантки, няньки, - признается Марат К., - мешает менталитет. Может, поэтому те же китайцы везут сюда своих поваров”.
Осколок Поднебесной? Местные жители говорят, что на территории Актюбинской области есть свое государство в государстве. Догадываетесь, о чем речь? Предприятие “Актобемунайгаз” - одно из крупнейших в нефтегазовой отрасли Казахстана. Ежегодно здесь добывается более 3 миллионов тонн нефти и около 700 миллионов кубометров газа. Контрольным пакетом акций “Актобемунайгаза” с 1996 года владеет Китайская национальная нефтегазовая корпорация. Когда мы летели в Актобе, наш рейс больше напоминал путешествие по китайским внутренним авиалиниям - в салоне летела целая вахта китайских нефтяников. Мой попутчик грустно пошутил, что китайцы работают на нас, пока мы отдыхаем. По его словам, контракт на покупку “Актобемунайгаза” составлен так, что всю рабочую силу новые хозяева предпочитают привозить из Китая, вплоть до разнорабочих. Оказавшись на месте, мы не могли не проверить эту информацию. По словам чиновников акимата, из 7 тысяч рабочих лишь один процент составляет китайская рабочая сила. У простых актюбинцев другая математика. “Рядом с нами целые кварталы заселены гражданами Китая”, - уверяют они.
Метеоритный край Актюбинцы уверены, что смогут зарабатывать большие деньги на туризме. Здесь действительно есть что посмотреть. В сухой пустынной степи Иргизского района природа создала живописный уголок - Тургайский государственный заказник, охраняемый ЮНЕСКО. Здесь обитают около 150 видов птиц, 32 из них занесены в Красную книгу. Среди них розовый фламинго, стерх, дрофа, кудрявый и розовый пеликан, лебедь-кликун и другие. Через территорию Тургайского заказника проходит самый крупный материковый маршрут перелета птиц. Весной и осенью, в основном на местных озерах (по области их 150), собираются до 16 миллионов пернатых. Ученые знают этот регион как край обитания древнего гигантского млекопитающего - индрикотерия, исполинского оленя, первобытного быка и мамонтов. Актюбинские степи до сих пор хранят тайны древних курганов и древних городов. Сохранились центрические и многокамерные мавзолеи, уникальные некрополи. По оригинальным композициям и декору памятников истории этот район можно назвать музеем под открытым небом. Но проехать к ним невозможно, одна из бед все та же - дороги... Уникальной достопримечательностью является метеоритный кратер Жаманшин, найденный на территории Иргизского района. Кратер был образован 700 тысяч лет назад в результате падения на Землю крупного метеорита, мощность которого эквивалентна взрыву нескольких водородных бомб. “Вертолетно- троллейбусное депо” Кстати, менеджерам по туризму можем подарить идею на этот счет: почему бы для осмотра кратера не использовать целый парк годами простаивающей малой авиации - самолетов “АН-2”? На территории ОАО “Завод 406 ГА” целое кладбище “аннушек” и “яков”. Когда-то этот завод принимал заказы со всего Союза. Потом не то что упал на колени - был парализован. От отчаяния здесь даже пытались чинить троллейбусы. За годы рыночной лихорадки скопились десятки самолетов. Их хозяева либо не могут заплатить за ремонт, либо фирмы, которым принадлежала техника, уже давно обанкротились и исчезли. Большинство самолетов - российские, один, говорят, принадлежал самому Руцкому. Конфисковать их за долги мешают таможенные и юридические тонкости. Чтобы поставить самолет здесь на учет, нужно снять его с учета в соседнем государстве, а это не всегда удается, потому что подчас в России не могут найти хозяина. Однако в прошлом году “Завод 406 ГА” умудрился чудом разорвать его; руководству удалось погасить накопленные за долгие годы многомиллионные долги и регулярно выплачивать зарплату рабочим. Каким будет следующий шаг? В КОСМОС Может, наш рассказ получился излишне грустным. На самом деле свидание с Актобе - это светлое и жизнеутверждающее событие. Здесь необычайно голубое небо, недаром его выбрали как плацдарм для подготовки казахстанских летчиков. Актобе - это еще и школа космонавтов. Но об этом - в следующий раз...
Актобе - Алматы
|