Праздник грязи Сергей Апарин Самой злой и сложной гонкой со времени существования клуба “Азия Трофи” назвали казахстанские джиперы соревнования, прошедшие 24-25 марта. Джип-триал “Наурыз-2003” проходил на бывшей мотокроссной трассе, находящейся по пути в алматинский аэропорт. Коренные алматинцы помнят этот трек еще по заездам мотоциклистов, чрезвычайно популярных некогда в южной столице Казахстана. Кто ищет приключения на ... , тот их всегда найдет, поэтому с утра перед трассой собрались четыре десятка джиперов, решивших покалечить свои машины на трассе, сплошь состоящей из ям, луж и жидкой грязи. Информационным спонсором этой гонки выступила газета “НП” Всего лишь на километре трассы - четыре брода и два болота, плюс ухабы, ухрябы, колдобины и арыки, столь любезные сердцам водителей формата 4х4. Клуб “Азия Трофи” искусственно ограничивал количество отечественных и зарубежных участников до 40 бортов, иначе джигитовать пришлось бы до следующей недели. Соревнования планировали закончить к семи вечера 24 марта, но завязли до трех часов ночи на 25-е. Как и на всех соревнованиях 4х4, парк автомобилей, решивших померяться силами, довольно разношерстный. Были и стандартные УАЗики, и поставленные на огромные колеса “Вранглеры”, и новенькие авто и видавшие виды и просто чудом оставшиеся “в живых” представители джиперского антиквариата. Не было лишь “паркетных” внедорожников, которые было бы просто жалко гробить по такой сложной трассе. Соревнования на джипах - зрелище всегда азартное и публикой любимое. Поэтому болельщиков, несмотря на холод, уже несвойственный избалованным весной Алматы, собралось около двух тысяч.
| Чужие здесь не ходят. Свои тоже проходят с трудом |
Для начала поклонники бездорожья могли испытать свои машины, нервы и водительскую удачу в категории “Спорт”. В первом этапе участвовали 7 команд по два джипа в каждой. Разделились по фирменной принадлежности: УАЗ - с УАЗом, “Ниссан” - с “Ниссаном”, “Мерс” - с “Мерсом”. Таким образом, соревнования проходили не только среди водителей, но и среди российских, японских и немецких внедорожных монстров. По условиям гонок каждый автомобиль должен комплектоваться грязевой резиной, сенд-траками либо досками, длинным буксировочным тросом и желательно при себе иметь лебедку, лопату, цепи, лом и прочее.
| Жеребьевка перед стартом |
Навороченные “Гелентвагены” первыми испытали на себе все коварство трассы (если не считать трех организаторских машин, сломанных во время прокладки маршрута). Мощные черные “Мерседесы” с гордой наклейкой “участника Ладожских соревнований” (одни из самых серьезных российских джиперских гонок вокруг озера протяженностью 1200 километров), что делает честь любому внедорожнику, эффектно рванули со старта. Гонки по грязи - вещь незабываемая. Трава и ветки лезут под колеса и в окна. На ухабах подбрасывает так, что джип запросто может перевернуться. Мутная грязевая жижа иногда доходит до дверных ручек... Резвые “Мерсы-Гелентвагены” спеклись оба, залив электронику, и не смогли добраться до финиша. На арапа сходу трассу взять не удалось. У “Тойоты-Ранер” отказал передний мост, но гонку она все же закончила. Хуже было с “Патрулом”, который замер недвижим на трассе: возможно, сжег сцепление. До второго этапа после крутой спортивной трассы из семи команд добрались лишь четыре.
| По болотам и по взгорьям |
Еще более занимательное шоу - гонки в категории “Стандарт”. Трасса не такая сложная, есть пара скоростных участков. Поэтому борются за звание “самых-самых” не только крутые спецмашины, но все, кто может или просто хочет называться джипом. Истинное удовольствие - смотреть, как свежевымытые и вощеные авто садятся в лужу, заляпывая себя, соперников и зрителей, подлетают на кочках, трамплинах, косых и прямых буграх, перелазят через стволы деревьев и вязнут в болотах. Стандартные заезды проводились в двух категориях: среди мужчин и среди женщин. У барышень самой крутой оказалась Ольга Бочкарева на “Лендкрузере”, которая и заняла 1-е место. На 2-м - Марина Сучкова, на 3-м - Татьяна Драгоморецкая, обе на “Нивах”.
| Семь футов под килем |
В гонках среди мужчин бремя славы делили лишь советские авто: Булат Онгарбаев пришел первым на УАЗе, Станислав Фирсов - вторым на ГАЗ-69, замкнул команду призеров Александ Касаткин на УАЗе. Единственная женщина в мужском заезде имела все шансы на призовое место, но, залив стекла грязью, срубила “Патролем” дерево 20-сантиметрового диаметра и, пока сдавала назад, потеряла драгоценные секунды, пришла пятой. Венчали гонки “спортивщики”. Четыре оставшиеся на ходу команды боролись во втором этапе за звание “самого крутого специального джипа”. И как тут не вспомнить старый советский афоризм, что “буржуйские машины созданы для дорог, а советские - для грязи”. Первые два места заняли команды на УАЗиках. 1-е место - пилоты Александр Подпорин и Владислав Бичурин, 2-е - Аркадий Ласкин и Валерий Биляченко. Третье - на ниссановском “Патроле” и УАЗике с дизельным двигателем от “Ниссана” - Сергей Красюков и Сергей Нескромный. Первая команда прошла трассу за 1 час 34 минуты, третья - за 3 часа 7 минут. Остальные просто не дотянули до финиша. Параллельно с чествованием призеров проходили народные джиперские гулянья с импровизированным банкетом. Даже сторонний зритель без баранки в руках, затаив дыхание, смотрел на трясущихся на ухабах среди брызг или бегающих вокруг груды металлолома с домкратом наперевес джиперов с явным восхищением. Конечно, ремонт того, что до гонок было джипом, а сейчас превратилось в груду металлолома, - вещь недешевая. Но это еще один этап тех самых соревнований. А кроме того, это удовольствие, которое никогда не поймет человек “с низкой посадкой” из-за того, что не смотрит поверх крыш и видит вокруг все такие же городские машины. А главное: наплевав на собачий холод и ветер, около двух тысяч людей из разных городов и стран прекрасно провели праздничный день и даже ночь, ни разу не вспомнив о воскресных королях города - диване и телевизоре.
|