Возвращение клана Ганди во власть Ботагоз Сейдахметова В Индии прошли самые крупные по мировым масштабам парламентские выборы. Исход выборов стал неожиданным даже для специалистов - правящая партия “Бхаратия Джаната” (БДП) потерпела поражение. Победу одержала партия “Индийский национальный конгресс” (ИНК) во главе с итальянкой Соней Ганди. Первые прогнозы экспертов примерно таковы - новая центристская линия правительства будет напоминать возвращение Индии в социализм. Беднейшие слои населения Индии проголосовали против рыночной политики БДП, так что новой партии необходимо угодить именно этой части электората. Впрочем, сама г-жа Ганди говорит, что сделает Индию светским государством Dалее Мир войны становится шире Досым Сатпаев, директор ARG
Текущая неделя прошла под знаком новых терактов в разных регионах мира. В Ираке был убит глава временного верховного управляющего совета. В Турции взорваны три бомбы у отделений британского банка HSBC в день визита в Турцию премьер-министра Великобритании Тони Блэра. А в Дании у здания министерства обороны прогремел взрыв, который, по мнению полиции, возможно, является акцией протеста против присутствия датских военнослужащих в Ираке Dалее Неотступающий Сергей Апарин События с выборами в Индии больше похожи на политическую фантазию. Несгибаемый Атал Ваджпаи подал в отставку. Еще пару месяцев назад, колеся по Индии от Дели до Раджастана и Кашмира, я слышал лишь одно: “Ваджпаи победит! Клан Ганди и их партия - организация номинальная и больше фольклорная”. Однако все оказалось иначе. Причем сомневаться в результатах выборов не приходится, учитывая, с какой педантичностью подходят индийцы к этому вопросу.
|
Впрочем, были некоторые сомнения у моих индийских собеседников. Некоторые из них допускали, что созданная Ваджпаи накануне выборов должность премьера - это его будущее кресло в случае поражения. Допускали, но не верили. Хотя критиковали Ваджпаи много и охотно: взаимосвязь с союзом служителей нации, который упрекали в шовинизме, затягивании индийско-пакистанского вопроса, за бюрократизм правительства. Но самого Ваджпаи ни один оппонент не мог упрекнуть в коррумпированности, благосклонности к какому-либо из индийских кланов, личной заинтересованности в “непопулярных” реформах. Его сравнивают с Черчиллем, которому, на мой взгляд, Ваджпаи не уступает ни в харизме и личном обаянии, ни в наборе талантов. А судьба его при этом куда более динамична и уникальна. Получил блестящее образование в Англии, в Индии сидел в тюрьме при колониальных властях. При независимой Индии снова сидел - за неодобрение политики Индиры Ганди. Журналист. Редактор. Политик. Поэт. Стаж работы членом парламента - 40 лет. Как истинный брахмачари, воздерживался от плотских радостей и не имеет жены. Две его дочери - приемные. При личной встрече с ним в 2002 году я был поражен чрезвычайно быстрой реакцией в ответах на вопросы любой сложности. При этом Ваджпаи, слушающий собеседника с полуприкрытыми глазами или скучающий Ваджпаи, - лишь уловка. Внутренне он был очень внимателен, речь его звучала чисто и по-написанному грамотно, даже на непротокольные внезапные вопросы. Очень корректен с собеседником. Из-за болезни ног в последнее время серьезно сократив визиты, он по-прежнему галантен, самостоятельно поднимался, чтобы пожать руку во время визита журналисту “НП”. Сам начертал дарственную надпись на сборнике своих стихов. Хотя даже спускаясь по трапу самолета, использовал лифт. Любопытный нюанс. Во время визита Ваджпаи в Алматы спецлифта не нашлось. Наши умельцы торжественно оформили транспортер для подачи продуктов на борт. При помощи него Ваджпаи и ступил на казахскую землю. Человек обаятельный бесконечно. Политик-символ, которого можно не любить, но нельзя не уважать. Государственный деятель, который подошел к выборам, улучшив отношения с Пакистаном, решив множество извечных экономических проблем, начав новый этап великих индийских строек. Он признал - оппозиция победила. И оставил кресло мужественно и красиво. Аталджи - неотступающий. Своей жизнью он полностью оправдал данное при рождении имя. В тюрьме написал один из самых известных своих стихов, где красной линией проходит строка-символ: “Мы можем сломиться, но нас не склонить”. Совершенно точно его место займет человек достойный. Но такие политики, как Ваджпаи, - большая редкость и удача для страны. Однако что-то подсказывает, что прощаться с ним рано.
Ведущая полосы Ботагоз Сейдахметова
|