21 мая 2004
№ 20 (312)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск
    Мир 

Возвращение клана
Ганди во власть

Ботагоз Сейдахметова

В Индии прошли самые крупные по мировым масштабам парламентские выборы. Исход выборов стал неожиданным даже для специалистов - правящая партия “Бхаратия Джаната” (БДП) потерпела поражение. Победу одержала партия “Индийский национальный конгресс” (ИНК) во главе с итальянкой Соней Ганди.
Первые прогнозы экспертов примерно таковы - новая центристская линия правительства будет напоминать возвращение Индии в социализм. Беднейшие слои населения Индии проголосовали против рыночной политики БДП, так что новой партии необходимо угодить именно этой части электората.
Впрочем, сама г-жа Ганди говорит, что сделает Индию светским государством

Соединенные
Штаты Индии

Все индийские СМИ и, соответственно, огромная армия журналистов в дни выборов (около месяца) напряженно работали. Оно и понятно - “фронт” для работы был впечатляющим. Подсчет голосов проводился в 1214 центрах по всей стране.
Население Индии не то что наше едва пятнадцатимиллионное. Там в двадцати пяти штатах на территории в 3 с лишним миллиона квадратных километров проживает около миллиарда человек. Это представители разных народностей, а то и рас. В Индии существует восемнадцать официальных языков, в том числе и английский. Ведь по Конституции Индия - это союз штатов.

Исторические
выборы

Эти выборы на самом деле оказались историческими и неожиданными по результатам.
Во-первых, нынешний премьер-министр Атал Бихари Ваджпаи был уверен в своей победе. Ведь в предыдущие парламентские выборы в 1999 году Ваджпаи прошел на второй срок, разгромив оппозицию, которая пыталась не допустить вновь к власти БДП. И тогда оппозиционная партия ИНК имела довольно высокий потенциал, но у БДП традиционно крепкие союзнические отношения с партнерами по коалиции “Национально-демократический альянс”. Кстати, именно по этой причине БДП так долго держалась у власти.
Уверенность премьер-министра разделяли и политические эксперты, которые опирались на опросы общественного мнения. Согласно им нынешний премьер-министр и правящая партия имели все основания надеяться, что народ поддерживает политику экономических реформ. Похоже, это и стало его роковой ошибкой - расслабился и упустил ситуацию из-под контроля.
Между тем именно правительству Ваджпаи Индия обязана проведением глобальных реформ в стране, принятием национальной программы “2020”, которая включает в себя такие важные задачи, как борьба с нищетой, развитие села, всеобщее и обязательное среднее образование, развитие инфраструктуры, транспорта, коммуникаций и дорог. Все эти шаги помогли позиционированию Индии на мировой арене в качестве демократической страны, которая уверенно интегрирует в мировую экономику. При Ваджпаи ядерная программа Индии официально считалась средством сдерживания агрессии со стороны Пакистана, а ядерные испытания оправдывались как проводимые в оборонительных целях. Еще в прошлом году посол Индии говорил казахстанским журналистам: “Те расходы, которые мы отправляем на развитие вооруженных сил, ни в коей мере не ущемляют другие сферы жизни. Мы никогда не привлекаем средства, которые уже назначены на улучшение условий жизни, труда, ликвидацию бедности”.
Мне хотелось бы особо отметить действия правительства в борьбе с безработицей в провинциях посредством создания условий для успешной работы малого и среднего бизнеса, а также более благоприятного климата для иностранных инвестиций. Казахстану есть чему поучиться в области создания малых и средних предприятий.
К слову сказать, у нас в Казахстане уже работают более 30 индийских компаний в области банковского бизнеса, строительства и фармацевтики. Впрочем, по мнению наших дипломатов, торгово-экономический потенциал наших стран использован недостаточно, большей частью из-за проблем с транспортировкой товаров. Транспортный коридор Север-Юг пока не претворен в жизнь.
Между тем при всей елейности ситуации с экономическими реформами и рекордного прорыва Индии в области компьютерных технологий надо признаться, что ситуация на границе с Пакистаном за время правления “Бхаратия Джаната” стала напряженнее. Это отразилось и на межрелигиозных отношениях. Собственно кашмирская проблема - это самое слабое звено во внутренней политике Индии. Может, еще и потому, что индийские политики упорно относят эту проблему к внутренним и всячески сопротивляются международному вмешательству и тем паче не желают ставить индо-пакистанский конфликт в один ряд с такими, как ближневосточный или балканский.
Во-вторых (это я продолжаю аспекты историчности прошедших выборов), впервые в истории Индии страной, возможно, будет править иностранка. Мог ли кто-либо в Индии представить себе, что после 50 с лишним лет независимости Индии от английского колонизаторства во главе самой большой восточной демократии станет белая женщина-католичка?

Спасибо, конечно, здоровье дороже...

Из клана Ганди
Вдова Раджива Ганди и невестка Индиры Ганди, урожденная Соня Майно, познакомилась с будущим мужем во время учебы в Кембридже. Мемуаристы семьи отмечают ее простонародное происхождение - простая итальянская девушка из семьи строителя стала женой потомственного аристократа. Чем не повод для начала сказки? Однако другой любимый конек жизнеописателей клана Ганди касается нарушенной вековой кастовой традиции по сохранению чистоты крови самой аристократической касты брахминов. Злой рок преследует всех Ганди: Индира Неру вышла замуж за сикха Фероза Ганди и погибла, расстрелянная собственными охранниками. Раджив Ганди женился на итальянке и ... погиб во время предвыборной кампании от рук тамильской террористки-смертницы.
После убийства Раджива Ганди в 1991 году Соня Ганди, которая активно принимала участие в делах мужа-премьера, уходит с политической арены на целых 6 лет. Вернуться назад ее заставил долг перед памятью великих потомков Ганди и Неру.
Партийные соратники Раджива Ганди понимают, что новый лидер должен быть из клана Ганди (вот характерный пример индийской политической ментальности - авторитет имени выше всего остального). Политический авторитет партии стал стремительно затухать без “гандийского” присутствия. Соню Ганди “втягивают” в политику. Итак, вдова премьер-министра в 1998 году входит в руководство ИНК, а вскоре и вовсе избирается на пост президента партии. А на парламентских выборах 2004 года ИНК набирает победные очки.
Клан Ганди вновь в большой политике Индии.

P.S. Пока верстался номер, стало известно, что лидер победившей на парламентских выборах в Индии партии “Индийский национальный конгресс” Соня Ганди, вопреки желаниям народа, приняла решение не занимать кресла премьер-министра Индии. Одна из решающих причин - семейная. Ее дети 32-летняя Приянка и 33-летний Рахул, опасаются за безопасность матери.
По предложению президента Индии Абдула Калама премьер-министром станет бывший министр финансов Манмохан Сингх. Он первый в истории страны сикх, который будет возглавлять правительство. Известен как архитектор индийской экономической реформы.

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп