21 мая 2004
№ 20 (312)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

Внимание - конкурс!

Уважаемые друзья! Конкурс неравнодушия продолжается. Мы ждем ваших писем. Тема их – сама жизнь с ее проблемами, судьбами, вечными вопросами и неоднозначными ответами. Пишите нам – ваши письма не останутся без внимания.

Ведущая полосы “Форум” Ирина Гайкалова

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск
    Мнения 

ЕНТ: контрольная полоса

15 мая завершился прием заявлений от выпускников школ, желающих участвовать в едином национальном тестировании. По данным Министерства образования и науки, всего по республике 79,3 процента от общего количества учащихся будут сдавать ЕНТ. Наша газета уже не раз обсуждала нововведение - мы представляли разные, порой противоположные мнения о необходимости ЕНТ, его результативности и готовности общества к этому роду экзаменации выпускников. Сегодня мы вновь обращаемся к этой теме: через пару месяцев наши дети станут первопроходцами в ЕНТ. Станет ли тестирование объективным методом оценки знаний, получат ли возможность обучаться в вузах по кредитам и грантам только те, кто этого достоин - мы попытались ответить на эти вопросы... Dалее

Итоги

По данным Министерства образования и науки РК, всего по республике было подано 179874 заявления на участие в ЕНТ

Наибольшее количество заявлений подано выпускниками г.Алматы (92,6%), Акмолинской области (91,!%), Костанайской (89,6%), г.Астаны (89,1%).
Наибольшее количество выпускников (51135) выбрали в качестве четвертого предмета тестирования географию, наименьшее количество (135) - французский язык.
В настоящее время Национальным центром государственных стандартов образования и тестирования проводится тиражирование экзаменационных материалов под контролем сотрудников КНБ.
Экзаменационные материалы будут отправлены в каждый пункт проведения ЕНТ под охраной сотрудников транспортной полиции и КНБ.
В каждом пункте приема ЕНТ будут созданы государственные и апелляционные комиссии.


    Личное мнение 

Николай Муравьев, международный консультант проекта по кредитной системе обучения в Центральной Азии (Образовательная сеть - EdNet, корпорация КАРАНА):

Ограниченная ценность

Опыт ЕНТ в Казахстане соответствует практике США: там существует подобный общенациональный тест, который школьники сдают весной, и итоги его используются для поступления в вузы. К такому тестированию должны быть готовы прежде всего сами школьники - и психологически, и с помощью тренировок. Дети должны знать и формат теста, и его продолжительность, и то, как сформулированы вопросы. Также надо готовить школьников к технике ответа на подобные тесты, чтобы они укладывались в отведенное время и, разумеется, давали правильные ответы. Поэтому, я думаю, на уровне школ задача состоит в подготовке детей к тестированию. В то же время вузы также заинтересованы в отборе сильных учащихся. В этом смысле сами вузы могут взять на себя часть подготовительной работы. В любом случае сейчас вузы имеют подготовительные курсы для школьников, дают им знания об университетской жизни, и подготовка к тестированию может стать частью этой работы.
В отношении качества тестов могу сказать следующее. Эта тема недавно была предметом обсуждения в Узбекистане. Там высказывалось мнение: было бы хорошо, если в отработке таких тестов и их совершенствовании принимали участие различные экспертные советы. Экспертизой не должен заниматься непосредственно центр тестирования, который готовил эти вопросы. Необходима внешняя экспертиза, куда могут войти школьные учителя, преподаватели вузов, которые имеют дело с абитуриентами. В любом случае это не могут быть сотрудники только центра тестирования - информация (хорошая или плохая) будет односторонней.
Я думаю, единый национальный тест для выпускников школ нужен - это хорошая практика, и надо ее развивать. В то же время тестирование в университетах, которое становится все более массовым, настораживает, потому что не способствует развитию критического мышления у студентов. Кроме того, не дает возможности отвечающему человеку высказать свои мысли в письменной форме. Экзамены в форме тестовых вопросов имеют весьма ограниченную ценность. В Америке, к примеру, идет большая критика таких экзаменов по вышеперечисленным основаниям. В практике США тесты активно используется в бакалавриате, в то же время на уровне магистратуры и докторских программ тестовые вопросы не применяются вообще.
Альтернатива таким экзаменам - индивидуальный письменный экзамен, где не надо выбирать ответы из предложенных вариантов, а написать свой развернутый ответ. Более сложный вариант и, наверное, наиболее идеальный - комбинация различных видов вопросов: немного тестовых вопросов разного уровня сложности, далее - вопросы, на которые требуется дать короткий ответ, потом вопросы с открытым концом, где надо написать свое мнение по теме, а также решить задачу, если это необходимо.

Константин Колобов,
преподаватель психологии, руководитель приемной комиссии института “Дарын”:

Внимание: тревога!

С одной стороны, я - приверженец тестирования. Потому что оно позволяет свести к минимуму вероятность некомпетентности и необъективности преподавателя. Также благодаря тестированию снижается уровень дачи взяток, коррупции. Но есть и другая сторона вопроса. А именно: тест не только “отсеивает” бездарных, но бывает, что и талантливые, образованные дети не добирают баллы по причине сильного волнения. Недавно мы проводили небольшое тестирование - эксперимент по подобию вопросника, на основе которого нами был проведен анализ. Так вот оказалось, что во время ответов у детей повышается уровень тревоги на 60%! Это очень высокий уровень, из-за которого легко потерять внимание и концентрацию. Требуется много энергии на подавление этой тревоги. В результате человеку приходится расходовать ее сразу в нескольких направлениях: и на ответ, и на подавление своего волнения. На мой взгляд, самым оптимальным вариантом было бы после сдачи тестов проводить также собеседование для тех, кто не добрал баллы. Правда, и в этом случае могут быть свои минусы. Например, то же личное отношение преподавателя к отвечающему по принципу: нравится или нет. Хотя у тестирования случаются и нередко совершенно “неправильные” вопросы, то есть уровень тестов пока не самый высокий. Некоторые вопросы кажутся полным абсурдом, они не позволяют в действительности выявить потенциал человека. На основе отзывов сдававших подобные тесты я делаю вывод о недостаточной “компетентности” наших тестов.
Однако в целом тестирование может стать хорошим вариантом экзаменации при объективности вопросов.

Адамбек Татенов, директор Городского научно-методического центра

Напряжение отменяется

Впервые с помощью ЕНТ Министерство образования и науки получит информацию о деятельности каждой школы республики. Ранее у нас не было независимого аудита и получения подобных данных. С другой стороны, по ранее существующей системе сдачи экзаменов дети должны были ехать в областные центры, проживать в общежитиях, сдавать документы, при этом их родители несли большие материальные затраты, теперь часть этих расходов берет на себя государство. За счет государства осуществляется подвоз в ближайший пункт тестирования, питание, безопасность.
И напряжение, которое испытывали абитуриенты, сдавая экзамены два раза - выпускные и вступительные, - снимается. К тому же, если раньше выпускные экзамены сдавались по шести-семи предметам, то теперь всего по четырем. Причем по остальным предметам выводится средний балл. Говорить о том, что дети не готовы к ЕНТ, было бы неправильным. Как известно, по всей республике Национальный центр тестирования проводил тренировочные тестирования. Это была предварительная подготовка, чтобы ученик мог правильно заполнять шифр, лист ответа, понимать поставленные вопросы. Были сделаны необходимые коррективы по тестам, вызывающим ранее нарекания со стороны общественности.
Я поддерживаю начинание Министерства образования и науки и думаю, если эта практика у нас приживется, то даст наиболее объективные данные оценки знаний учеников, деятельности школ. К тому же министерство, насколько мне известно, планирует в ближайшем будущем создать независимый институт оценки качества обучения. Этот институт будет в течение учебного года проводить экзамены - контрольные срезы - по всей республике, но без тестов.

    Блицопрос 

Ваше отношение к ЕНТ

Галия Ибраева, заведующая кафедрой международной журналистики КазНУ имени аль-Фараби:
- В целом, я вижу только положительные моменты. Хотя часто слышу негативные отклики от окружающих, но, наверное, потому что это пока новшество. На самом деле, негатив видят те люди, кто не понимает смысла тестирования. Он заключается в том, что абитуриенты заранее могут определиться с выбором будущей профессии, они убережены от излишней нагрузки во время летнего периода. Конечно, здесь было бы лучше ориентироваться на западный образец проведения тестов. К примеру, в Америке они проходят в течение всего года несколько раз. Уже затем, судя по результатам, выбирается лучший, где набрано большее количество баллов. Хорошо было бы и нам проводить такую многоступенчатую систему единого тестирования. Так как весь потенциал абитуриента за один тест не выявить.

Кайрат Иманалиев, председатель Общества инвалидов, имеющих высшее образование “Намыз”:
- Я категорически против тестирования. Это сейчас крайне вредно и неэффективно. Почему? Всем известно, что уровень образования даже самых талантливых детей-инвалидов и детей из сельской местности значительно уступает по своему качеству. Создан искусственно барьер для успешного прохождения экзаменов. Может, года через три или четыре мы и будем готовы, но только не сейчас. У системы нет гибкости, это спорная система, даже диковатая, на мой взгляд. Например, не смог прийти ребенок в определенный день на сдачу теста (болел или еще какие-нибудь форс-мажорные причины), так что он теперь и сдать не может? Мы должны хотя бы на первых порах создать такой метод экзамена, который включал бы в себя часть из советского опыта, часть из западного.

Гульшарбан Сабурова, директор физико-математической школы-интерната имени О.Жаутыкова:
- Это была давняя моя мечта. Во-первых, чтобы ребенка постоянно не беспокоили. Психологическая нагрузка-то большая, переносить ее несколько раз для него крайне тяжело. Во-вторых, таким образом повышается уровень преподавания всего педагогического коллектива. Ведь здесь все происходит объективно, без вмешательства учителей. Хотя это все же палка о двух концах. Так как подготовка вопросов для тестов требует более тщательного подхода. Те работники, кто занимается тестами, должны ответственно и кропотливо трудиться. Часто дети бывают психически не подготовлены к тесту, а ведь, если ребенок не сможет сдать сейчас, то все дороги ему будут закрыты.

Подготовила
Дана Бекмагамбетова
Полоса содержит материалы, высказывания и оценки,
которые редакция не всегда разделяет
Ведущая полосы Ирина Гайкалова
Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп