Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Над Законом “О выборах” работали долго - и документ получился. Но, как и водится в нашей стране, теория хороша, практика исполнения никуда не годится. Подзаконные акты сводят на нет все положительные стороны закона. Взять хотя бы документы, регулирующие процесс составления списков избирателей. Сколько в них высокомерия по отношению к собственным гражданам: им необходимо зарегистрироваться, представив целый пакет документов, подать сведения не только о себе, но и о совершеннолетних членах семьи, получить штрих-код и т.д. и т.п. Чтобы воспользоваться своим конституционным избирательным правом, придется и побегать, и в очередях положенное отстоять. Хочется затаиться, выпасть из всех списков, чтобы о тебе, гражданине и избирателе, просто забыли. Подобные создаваемые искусственным путем препоны вряд ли добавят пиетета перед столь важным завоеванием демократии, как свободные выборы | Хакер для депутата Талгат Калиев Нынешние выборы, по единодушному мнению, обещают быть предсказуемыми, скупыми на сюрпризы. Интригу в процесс должно добавить разве что экспериментальное внедрение системы электронного голосования. Целесообразность которой то ли в силу объективных причин, то ли в силу наличия банального обывательского страха перед новым и неизведанным расценивается весьма неоднозначно Dалее Мы выбираем, нас “упирают” Светлана Грибанова Интересно, когда наши власти догадаются повесить на каждом углу огромные транспаранты с призывом: “Все на выборы!”? В советское время избирательное право как-то плавно перешло в разряд не самых приятных обязательств, а потом и вовсе превратилось в формальность. Последние документы правительства РК, касающиеся выборов, изобилуют формулировками, свидетельствующими о подобных метаморфозах с избирательным правом граждан Казахстана Dалее Голосование “ногами” Вячеслав Щекунских Как обычно, нас не слишком коснется выборный процесс. Если, конечно, не считать традиционной визуальной агитации в виде плакатов и телерекламы. Однако прошлогодний опыт выборов в маслихаты со странной избирательностью избиркомов в составлении списков настолько задел и наблюдателей, и политпартии, что в новом законе пошли на крайности. Теперь, похоже, дошли до таких крайностей, что местная исполнительная власть, скорее всего, руками дорогой нашей полиции (вернее, ногами) будет ходить по квартирам и опрашивать каждого гражданина на предмет его действительного гражданства и желания голосовать.
|
Кстати, благая весть для получивших какой-то негативный опыт общения с законом - вплоть до взысканий за коррупционные нарушения. По новому закону они уже могут избираться - им по-настоящему возвращены права граждан Республики Казахстан. “На мой взгляд, закон четче регламентирует участие кандидатов по партийным спискам, - комментирует заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК Аскар Шоманов. - Это связано с тем, что роль партий в политической жизни страны постепенно повышается. И если говорить о том, как это отразится на участии рядовых граждан в выборном процессе, у них выбор несколько расширяется - они могут голосовать как за кандидатов по партийным спискам, так и за депутатов-одномандатников. И выборный процесс в этом году будет более активным, более соревновательным, живым - по крайней мере, в глазах электората. Сами же партии, для того чтобы преодолеть семипроцентный барьер, будут активно апеллировать к избирателям. И население ощутит на себе те изменения, которые произошли в выборном законодательстве. Кроме того, все-таки выборный процесс предоставляет возможность населению как бы делегировать определенные полномочия тому человеку, за которого голосуют. Тот факт, что партии и общественные объединения могут формировать избирательные комиссии, говорит о том, что произошла определенная либерализация. Есть изменения, которые касаются наблюдателей, международных организаций и представителей СМИ”. Собственно, либерализация на этот раз дошла до границ, вызывающих некоторое недоумение. Скажем, исключение из законопроекта нормы об обязательном предоставлении кандидатам в депутаты мажилиса и маслихата декларации о доходах. Наверное, это чрезвычайно нескромно - интересоваться тем, на что человек живет... Дело в том, что такая норма есть в законе о коррупции. А поскольку депутат - госслужащий, она вроде бы должна его касаться. Однако, думается, поскольку закон о выборах - конституционный, он имеет приоритет над простым законом о коррупции. Вывод делайте сами. Между тем довольно демократично поступает здесь государство, демонстрирующее некоторую беспристрастность или даже отстраненность в выборном процессе. Ведь по новому закону территориальные, окружные и участковые избирательные комиссии должны формироваться при участии политпартий. Правда, этих семерых представителей разных партий выбирают маслихаты, члены которых избраны по старому закону и которые подконтрольны местной власти - акиму... “Важность этого закона безусловна, - говорит Аскар Шоманов. - Тем более что осенью предстоят парламентские выборы, которые можно назвать в какой-то мере Рубиконом. И по итогам которых будут сделаны выводы о ходе политических реформ в нашей стране. Вообще законодательная регламентация выборного процесса является важной во всех странах с развитой демократией. Другое дело, что период реформ, трансформаций в нашей стране, можно сказать, только начался. То, что выборное законодательство периодически обновляется, совершенствуется - это вполне закономерно. Оно в принципе определяет основные координаты развития политического процесса в нашей стране. Поэтому можно даже порадоваться, что процесс реформирования выборного законодательства все-таки пришел к какому-то логическому завершению. Конечно, можно судить по отдельным положениям о плюсах и минусах закона с точки зрения общепринятых стандартов. Но факт остается фактом - закон принят, и дело всех политических субъектов - придерживаться его.
|