23 апреля 2004
№ 16 (308)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Тема 

Мы выбираем, нас “упирают”

Светлана Грибанова

Интересно, когда наши власти догадаются повесить на каждом углу огромные транспаранты с призывом: “Все на выборы!”? В советское время избирательное право как-то плавно перешло в разряд не самых приятных обязательств, а потом и вовсе превратилось в формальность. Последние документы правительства РК, касающиеся выборов, изобилуют формулировками, свидетельствующими о подобных метаморфозах с избирательным правом граждан Казахстана

Выборы стали отличным поводом для неофициальной переписи населения. Взять хотя бы “План мероприятий по созданию автоматизированной информационной системы составления списков избирателей...”. Как известно, поправки в Закон “О выборах” предусматривают введение электронного голосования, для чего на удостоверение личности каждого избирателя должен быть проставлен штрих-код. Согласимся, что это крупный шаг вперед по сравнению со старой системой голосования бумажными бюллетенями. Но вот исполнение...
Все мы помним, что получение различных идентификационных номеров, будь то СИК или РНН, превращается в своего рода стихийное бедствие как для самих граждан, так и для учреждений, за это отвечающих. Особенно на начальном этапе. Будущие пенсионеры обросли несколькими СИКами, например, а налогоплательщики выстаивали километровые очереди, чтобы подтвердить свой РНН.

Сегодня на органы внутренних дел возложили обязанность наклеить на документ каждого достигшего совершеннолетия казахстанца штриховой код. Списки избирателей для получения штрих-кода будут составляться сразу несколькими способами, чтобы никто не остался неохваченным. Учреждения и организации, вузы, то есть все юридические лица должны представить списки всех своих работников вместе с членами их семей. На тех, кто остался неохваченным - пенсионеров, безработных и т.д., - списки будут составлены на основании сведений о регистрации граждан по месту жительства или по старинке - путем подворного и поквартирного обхода.
При нашей обычной неразберихе один избиратель может попасть в списки минимум четыре раза. Посудите сами. Возьмем семью, где отец с матерью работают, а дети учатся в вузе. Муж подаст сведения о себе и членах своей семьи, то же самое сделает жена и дети. Не повторится ли история с несколькими СИКами? И вообще, зачем все это громоздить, если во всех паспортных отделах существует база данных на каждого человека, получившего паспорт? Любую информацию на любого гражданина можно получить в течение пяти минут. То ли заинтересованным ведомствам заняться нечем, то ли нам деньги некуда деть.
Есть еще такое опасение: не получим ли мы искаженную картину голосования из-за присвоения одному избирателю двух и более идентификационных кодов?
До выборов осталось несколько месяцев, успеют ли наши власти загнать всех обладателей удостоверений в “пункты выдачи штрих-кодов”? Надо думать, уже продуманы стимулирующие меры на случай пассивности электората: например, пока не проставишь штрих-код, не получишь зарплату. А могут и воду отключить.
Наша избирательная система, демократическая по форме, все больше приобретает черты добровольно-принудительной. Активность электората от выборов к выборам падает. В этой ситуации предполагать, что потенциальные избиратели добровольно встанут в очередь за штрих-кодами - как минимум наивно. А может, чиновники рассчитывают, что изрядно потрепав людям нервы всей этой бумажно-электронной канителью, они стимулируют активность избирателей?..

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп