Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Есть имею!
Для начала рассчитаемся на первое и второе. Первое. Часть наших сограждан, как выяснилось в ходе редакционного мини-опроса, предпочитают продовольствие исключительно отечественного производства. Казахстанские продукты, считают они, не только свежее и “честнее” (нет консервантов, генетических мутаций и прочих “достижений” НТР) импортных, но и роднее, что ли... Здесь вам и особенный, с детства привычный вкус молока и хлеба, и убеждение, что пить и есть для здоровья полезней то, что выращено на родной земле, и, конечно, цена. Второе. Другая часть сограждан полагает, что все это - фантомы (кроме цен, конечно), взращенные гастрономическими мифами и легендами, начиная с бабушкиных наставлений и заканчивая пиар-кампаниями в СМИ. И качество “буржуйской” еды (разумеется, дорогой и известных брендов), приспособленной к рафинированным желудкам цивилизованных иноземцев, проверенной их капиталистическими “госприемками”, много лучше нашей. То есть сыр на столе должен быть швейцарским, ветчина - немецкой, вино - французским, и никаких компромиссов. Опять-таки, конечно, если позволяют деньги. И те, и другие твердо стоят на своем - гастрономические пристрастия будут покрепче политических. Но кто из них ближе к истине? Dалее Ода советской тушенке Ботагоз Сейдахметова Всемирная организация по здравоохранению поставила задачу по улучшению питания номером первым в ряду главных приоритетов организации. Проблемы, связанные с неправильным питанием, пытаются решить и на уровне некоторых правительств. Например, в американском Конгрессе вопрос ожирения решается как национальная катастрофа. Между тем выбор продуктов на наших отечественных прилавках не уступает заморским, и перед потребителем стоит задача не столько не переесть, сколько сделать верный выбор между вкусным и более вкусным, а также полезным и не очень Dалее Еда казахстанской “сборки”
По сути дела, вопрос: “что предпочесть, наше или импортное?” - вообще не имеет смысла. Даже если еда - номинально отечественного производства, сырье для нее - все равно привозное. Только “сборка” казахстанская. Да и без этого мы в основном употребляем иностранное продовольствие. Так, 95 процентов мясопродуктов, представленных на нашем рынке, произведены не в Казахстане, утверждает аналитик Центра коммуникационных технологий “Репутация” Юрий Бутаков, ссылаясь на статистику Есть широко известные “Беккер”, ЧП “Алимпиев”, “Бремен”... Но это не промышленная переработка - маленькие, локальные производства, их мощностей хватает на один отдельно взятый регион. И несмотря на то, что тот же “Беккер” может производить достаточное количество колбас, сосисок, у них доступная цена, за пределы локальной организованной структуры компания выйти не может - не позволят издержки, связанные с транспортом, рекламой, продвижением. Эти компании не могут выйти на республиканский рынок. Легче всего торговцам, которые снабжают наш рынок импортом. Тот человек, который что-то к нам завозит, точно знает, сколько у нас потребляют. Скажем, есть миллион человек, которые готовы купить консервы. И импортер знает, что в течение полугода, пока не истечет срок годности товара, каждый из миллиона купит одну баночку. Значит, он берет кредит, покупает консервы и завозит сюда. Затем он смотрит - есть ли дальше продолжение спроса, или нужно перейти на другой товар. А местный производитель этого сделать не может. Ему надо рассчитать потребление своего товара не на полгода, а на тот срок, который окупит производство.
|
Вывод из этого напрашивается вполне определенный: чтоб производить конкурентоспособную продукцию на внутреннем рынке, не обойтись без экспорта (как, впрочем, и наоборот). Гипотетически мы могли бы экспортировать деликатесную мясную продукцию, например, конину. Достаточно большой спрос на нее в Японии, Корее. Там казы считаются деликатесом, как у нас страусиное мясо. И какое же у нас положение с коневодством - не беговым, а кормовым? Оно тоже в глубоком пролете. Вроде бы выход на зарубежные рынки есть, но где производство? С какой гордостью газеты сообщают, что у нас где-то под Астаной, Костанаем фермеры разводят страусов. Но коней не разводят. А дело в том, что для того чтобы конское поголовье получило вид товарного стада, нужно 7-12 лет. У нас не было большого, товарного поголовья коней из-за ограниченности спроса внутри Союза, а теперь, поскольку и кормовая база растащена, и с пастбищами ничего непонятно, вопрос вообще превратился в чисто виртуальный. Впрочем, не мясом единым... Скажем, конфеты - на каком сырье они производятся? Какао, которое у нас не растет, соответственно, и какао-масло, и стружка, наполнители мы завозим, как и большинство стран. Помимо этого, в конфеты входят сухое молоко, соевый лецитин - эмульгатор, различные добавки, красители. Не будем говорить о лецитине, пищевых красителях, которые в Казахстане отродясь не производились. Но у нас есть собственное молоко. Однако в кондитерской промышленности идет не цельное молоко, а сгущенное или концентрированное, или после вакуумной обработки - сухое. “Кондитерская фабрика “Рахат” работает на привозном российском молоке на 90 процентов. Почему не на своем? Потому что для того, чтобы строить фабрику по переработке молока, надо иметь его много, - говорит аналитик Бутаков. В России себестоимость молочной продукции из цельного молока почти на треть ниже, чем у нас. Потому что у них сохранились огромные комплексы - кормовая база, скот, переработка. Сохранилось главное - кадры, технология и основное поголовье. А у нас с 90-го года только мясомолочное поголовье количественно сократилось на 70 процентов - просто вырезано. А качество - вообще отдельная песня”.
Вячеслав Щекунских
Дым отечества
Как вы думаете, какую из трех пачек одной и той же марки сигарет - американского, российского или казахстанского производства (учитывая, что разница в цене небольшая) - выберет среднеказахстанский курильщик?
Небольшая разница в стоимости “набегает” из расчета перевозки, растаможки и т.д. Однако несмотря на это, знающие толк в табачном дыме люди предпочтут переплатить, но взять “забугорную” пачку. Курильщики заметили давно: как только в Казахстане начинают выпускать продукцию мировых брендов, качество резко ухудшается. Со стороны производителей такое поведение особенно оскорбительно, учитывая феноменальную выгодность этого бизнеса. Себестоимость, например, табака сорта семи-ориентал (полувосточный), что растет в предгорьях Заилийского Алатау, составляет 4 доллара за кило. Сколько пачек можно нашинковать этим самым кило?! Навар умопомрачительный. Но при этом производители еще не упускают случая мухлевать по-мелкому, добавляя в смесь некондиционный табак или вообще подменяя один вид другим, более дешевым. Хотя казахстанские производители упорно продолжают утверждать, что состав марок сигарет, выпускаемых в США, России и Казахстане, абсолютно идентичен. Табак для нашего производства американских и европейских марок сигарет завозится из Штатов. А казахстанские сорта используются только для выпуска местных сигарет. Но говорить можно все, что угодно. Вкусовая разница одной и той же марки сигарет все равно чувствуется. Вероятно, все чаще и чаще в зарубежные марки сигарет, производимых в нашей стране, попадает казахстанский табак и, видимо, не самого лучшего качества. Впрочем, кто-то утверждает, что плохой вкус сигарет - дело рук ушлых кустарей, использующих неверные составы (химический состав табака зависит не только от сорта, условий выращивания, способа и время сбора урожая, но и от состава почвы). Но ведь курильщикам от этого не легче. А может, таким образом в нашей стране проводится антитабачная кампания? Когда в сигареты добавляется всякая гадость, дабы народ быстрее бросил курить.
Галина Наумова
|