Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Есть имею!
Светлана Грибанова
Наши взаимоотношения с импортом претерпели значительную эволюцию. Преклонение советского человека перед западными товарами не распространялось на продукты, помните, знаменитую строчку из басни Михалкова: “А сало русское едят”? Происходило это вовсе не потому, что советское было вкуснее и лучше, но слишком сильны были стереотипы: мол, наше натуральное, а западное - сплошная синтетика. На самом деле, основная масса населения и не нюхала буржуазной колбасы, а партийные бонзы, разумеется, не рассказывали в газетах о том, как пахнет настоящая “салями”, очевидно, подобные сведения были в этом кругу негласно помечены грифом “Для служебного пользования”. Потом на наши рынки хлынули продукты сомнительного производства из самых-самых капиталистических стран. Помните, коньяк “Наполеон” или ликер “Амаретто”, которыми отравиться было также легко, как “паленкой” от “отечественного производителя”? Большая часть импорта в начале 90-х поступала к нам с очередной Малой Арнаутской улицы. Тогда многие решили: да ну ее, эту импортную еду, наша - надежнее. К моменту разочарования в импорте Казахстан начал выпускать свою продукцию - конфеты, соки, колбасы, молочные продукты.
|
Сделали свое и многочисленные разъяснения в средствах массовой информации, по сути, антиреклама ввозимых продуктов. Никто так и не понял, что такое биодобавки, консерванты, что стоит за буквенными обозначениями на этикетках и банках, поняли одно - все это ужасно и ведет к ранней и мучительной смерти. Зато производители аналогичной продукции на родине стали делать упор на отсутствии в своей продукции этих страшных консервантов. В принципе, это один из способов подорвать репутацию конкурентов и в мире широко используется. По мнению директора мясоперерабатывающего завода ТОО АФК “Ардагер” Малика Сарсенова, не все, что поступает к нам из-за рубежа, отвечает стандартам качества, принятым не только на Западе, но и в Казахстане. В особенности это касается колбасных изделий из России и Кыргызстана. “Разве может килограмм вареной колбасы стоить 250 тенге, - возмущается Малик Сарсенов, - то есть дешевле килограмма мяса, да прибавьте сюда расходы по доставке. О каком качестве может идти речь? Например, мы совместно с СЭС провели исследование сосисок глубокого замораживания, производства Пензенского мясокомбината. Употреблять их в пищу можно только после длительной термической обработки, в то время как аналогичную продукцию нашего мясокомбината достаточно разогреть до 70 градусов”. Российские и кыргызские производители экономят на мясе, добавляя сою. А чтобы отбить характерный соевый запах и придать колбасе мясной вид, употребляют различные химические добавки, не всегда безопасные для здоровья. И все-таки нельзя сказать однозначно, что все, что производится в Казахстане, просто замечательно, а то, что приехало издалека, плохо. У наших производителей есть такая традиция: начинают они на “отлично”, продолжают довольно-таки средненько. Так было с любой известной продукцией. Строят, к примеру, пивоваренный завод, начиняют его самым современным и дорогим оборудованием, закупают лучшее сырье, завозят особенную воду и, понятно, произведенное с соблюдением технологии пиво ничем не отличается от зарубежных аналогов. Умная рекламная кампания довершает дело: продукт “пошел”, растут продажи и соответственно доходы. Спустя самое большее полгода-год, качество пива постепенно, но неуклонно ухудшается. Люди еще по привычке продолжают брать полюбившуюся марку, но спрос продолжает падать вслед за качеством. Появляется новый завод, новый продукт, и все повторяется. То же самое мы наблюдаем сейчас с известным производителем колбасных изделий, имеющим немецкий бренд. Поначалу было обещано немецкое качество, и мы его действительно получили. Справедливости ради отметим, что этот комбинат продержался дольше, чем другие новые производства. Однако и он, к сожалению, пошел по проторенной дорожке. Что остается неизменным - рост цен на продукцию комбината. В чем дело? По мнению специалистов, наши производители уверены, что, вбухав в импортное оборудование сумму с многими нолями, они заодно приобрели и иностранное качество. Зачастую на начальном этапе все производство контролируется западными партнерами и представителями фирмы, которая поставила оборудование. Тогда соблюдаются и технология, и требования к сырью. Когда производство запущено и набирает обороты, иностранцев заменяют свои контролеры, которые могут понять местные проблемы с поставками сырья или с запившим наладчиком, подмену особенной воды самой обычной из-под крана, а филе - соей. Кстати, на такой случай даже существует уловка, к которой однажды прибег тот самый производитель колбас. На этикетке мелким шрифтом указывалось: “второй сорт”. Де-юре все правильно, а де-факто - ерунда какая-то, как классическая осетрина “второй свежести”. По свидетельству Малика Сарсенова, сегодня ни один мясоперерабатывающий завод в Алматы, кроме “Ардагера” (где мы действительно побывали и где нам показали абсолютно все цеха) не пустит журналистов дальше проходной, потому что зрелище это не для слабонервных. И еще одно наблюдение. Тот, кто может позволить себе пить “сотерн”, не станет превозносить отечественное виноделие. Тот, кто привык к “рокфору”, не выберет сыр “костромской”, вкус настоящего голландского “хайнекена” быстро отобьет охоту экспериментировать с казахстанскими марками. Не ошибется тот, кто предпочтет заплатить дороже, но получить за свои деньги лучшее качество. В общем, сложные взаимоотношения с импортными и отечественными продуктами у нас продолжаются. Только теперь вопрос “где достать?” трансформировался в “где взять денег?”.
|