Восток-Запад-II диалог продолжается Асан Куанов Еще лет 10 назад вряд ли кто мог подумать, что наша республика может стать местом диалога разных миров. Казахстан в силу своего исторического и географического положения взял на себя ответственную роль посредника. Несмотря на разноголосицу, на II Евразийском медиа-форуме слились воедино голоса журналистов и властей, представителей разных религий, милитаристов и пацифистов. Анализировалось прошлое, вместе с тем на форуме сделана попытка осмысления будущего Казахский народ издревле славился своим гостеприимством. Одним из главных подтверждений тому служит проторенный Востоком и Западом через бескрайние степи Шелковый путь. Караваны, наполненные предметами традиционного бытового обихода и современными (на тот момент) продуктами человеческой мысли, проходили мимо, оставляя за собой свою частицу. Частицу цивилизации, новой мысли. Прошли столетия, Казахстан на международной арене обрел собственное лицо, но остались традиции, которые позволяют представителям других цивилизаций найти здесь между собой общий язык, без кровопролития выслушать чужеродное мнение. На дворе XXI век, 2003 год. II Евразийский медиа-форум (ЕАМФ) в очередной раз показал, что наше государство способно внести свою толику в историю мира. Средства массового воздействия Евразийский медиа-форум не спонтанно появился на пространстве нашего региона. Последние политические и экономические события на планете внесли существенные коррективы в геополитическую карту мира. Казахстан, как и другие развивающиеся страны, оказался перед дилеммой - с какими государствами дружить, а с кем держать дистанцию.
| Посольский взгляд на форум |
Изменилась ситуация и на медийном поле. После распада СССР на его территории широкое распространение получили СМИ из США и Великобритании. В принципе, Москва по-прежнему занимает лидирующее положение на информационном пространстве СНГ, однако часть масс-медиа России, мягко говоря, лояльно относится к политике американцев и британцев. Получается некая раздвоенность (если не утроенность и так далее) подачи информации. Таким образом, отечественные братья по перу вынуждены оперировать сведениями как той, так и другой стороны, оставляя общественность с кучей неразрешенных вопросов. Вполне резонно включение в график II Евразийского медиа-форума обсуждение темы “Безопасность и роль СМИ в этом процессе”. Как заявил на ЕАМФ Нурсултан Назарбаев, президент Казахстана, структуры безопасности в Европе после двух мировых войн значительно окрепли, несмотря на все сегодняшние коллизии. Для глобальной устойчивости особую роль обретают структуры безопасности в Азии, где проживает основная масса мирового сообщества. “Казахстан активно работал над созывом Совещания по мерам доверия и безопасности в Азии (СВМДА), которое состоялось в 2002 году с принятием Алматинского акта с участием лидеров 16 стран Азии, в том числе Китая, России, Индии, Пакистана, - сказал глава государства. - Разумеется, создание архитектуры азиатской безопасности длительный процесс, но только созданием подобных институтов, а не рассуждениями о неизбежности конфликтов мы можем реально снизить напряженность. Мы полагаем, что медийная поддержка таких начинаний очень важна, ибо она открывает горизонты понимания и доверия”.
| “Не разобщать, но соединять...” |
Тут и прослеживается роль медиа-форума, который призван откорректировать отношения журналистов по основным проблемам региона и в мире. Как объяснила Дарига Назарбаева, председатель организационного комитета ЕАМФ, форум не преследует цели превратиться в конъюнктурно политизированную манифестацию с приставкой “анти”. “Мы по-прежнему верны своей миссии: не разобщать, но соединять, не осуждать, но понимать, и если не отвечать на все вопросы нашего сложного времени, то хотя бы научиться их задавать”. От империи до оси зла Война в Ираке вызвала на медиа-форуме горячие споры. Присутствующие разделились на два лагеря: сторонников и противников политики США. Как сказал Акрам Хазам, шеф московского бюро телекомпании “Аль-Джазира”, “события, происходящие в мире, - результат подготовки крупномасштабного плана, который разработали американцы после развала СССР и Берлинской стены, целью которого является господство над миром, в частности, в странах, имеющих энергоресурсы и важное геополитическое значение. Многим известно, что Бен Ладен - фигура, придуманная американцами для использования в качестве героя оси зла. Однако его же они использовали против СССР - против существовавшей тогда империи зла. Саддам Хусейн - очередной миф из той же серии: международные инспекторы опровергли утверждения США о том, что в Ираке есть оружие массового поражения”.
| Война и мир в формате форума |
Акрам Хазам говорит, что США - это империя лжи, поскольку они не доказали, где сейчас Бен Ладен, Хусейн, оружие массового поражения, мулла Омар. Ирак является второй страной в мире по запасам нефти. “Американцы находятся по всему периметру Персидского региона. И я не исключаю, что следующий этап фокусирования пристального внимания США - страны Каспийского моря”. По словам “альджазировца”, интернет-сайт альджазира.ру не имеет ничего общего с телекомпанией “Аль-Джазира”. “В России нет законодательства, которое запретило бы существование этого издания. Я официально роздал заявления для всех СМИ РФ о том, что это неправдоподобный источник информации”.
| Акрам Хазам: “Аль-Джазира” - независимый канал. Религия здесь ни при чем” |
Война в Ираке, Афганистане, на Балканах связывалась с Северо-Атлантическим альянсом (НАТО), который, по мнению экспертов, не обращал внимания на санкции ООН. Как в этом отношении выразился Джордж Леклер, руководитель международного совета Национальной академии телевизионных искусств и наук (NATAS, США), “акцию в Косово НАТО провел несмотря на то, что ООН была против. В этой организации можно добиться желаемого, если иметь там сторонников или большие деньги. А так ООН - ничто”. Как определил Казахстан Жан Форне, высокопоставленный чиновник НАТО, наша республика играет большую роль в регионе благодаря своей экономике, политике. “У вас много природных ресурсов и молодых людей, которые хотят преобразовать все. И это замечательно. Казахстан имеет будущее, и важно, чтобы ваша страна была в составе группы альянса”. Критики в адрес “оккупанта” - США - было столько, что директор по продажам АPTN (телевизионная версия информагентства “Ассошиэйтед пресс”) Найджел Парсонс с некоторой досадой сказал, что было мало представителей США. Они могли бы возразить на критические высказывания против США. Представители телеканалов “BBC”, “CNN” были поставлены в затруднительное положение, потому что присутствующие были не совсем объективными. Многие журналисты были националистически настроены”. Между тем военные действия в Персидском заливе поутихли, и теперь, как сказал Мурат Ауэзов, президент фонда “Сорос-Казахстан”, необходимо рассуждать о том, что делать дальше, как восстанавливать мир. | Риз Хан: “Не бывает страны стопроцентно демократичной” |
Монстры демократии Один из главных вопросов, который волнует братьев по перу не только нашей страны, касался свободы слова в СМИ. Этой проблеме на медиа-форуме была посвящена тема “Журналисты под давлением”. Заметим, что динамика развития демократии в странах, откуда приехали участники ЕАМФ, не равномерна. Азербайджан, по словам Азера Хазрета, руководителя Конфедерации журналистов Азербайджана, достиг кульминации развития печатных СМИ. “Созданный недавно совет по печати будет разрешать конфликты между гражданами, чиновниками и печатными СМИ. Это очень позитивный показатель уровня развития печатных масс-медиа, достижения высокой солидарности среди местных журналистов по защите их интересов”. Вместе с тем Азер Хазрет, являющийся по совместительству председателем Совета организации по свободе выражения в Центрально-Азиатском и Южно-Кавказском регионе, заметил, что в Казахстане проблем много, в том числе относительно интернет-сайтов. “В частности, принадлежащих оппозиционным лидерам - Жакиянову и Аблязову. Это говорит о том, что здесь существуют определенные рамки, в которых необходимо действовать СМИ. Но это недопустимо в демократическом обществе”.
| Cпецпредставитель Путина Виктор Калюжный: “В горах - никакой политики” |
Что касается Таджикистана, как сказал Нуриддин Каршибоев, президент Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана, там, по определению организации “Репортеры без границ”, имеется тенденция взаимодействия масс-медиа и властей. “Быть в оппозиции не означает очернять правительство, обливать его грязью. Нам самим (журналистам. - Авт.) надо научиться работать в рамках закона и требовать этого же от властей. Критика не должна быть ради критики, она должна быть конструктивной, то есть показывать, как решить проблему”. Несколько иная ситуация в Узбекистане, где до последнего времени проблема свободы слова не выходила за рамки этой республики. “В любой стране, где подавлена политическая оппозиция, власти начинают видеть оппозицию в журналистах - это неизбежный закон! У нас в Узбекистане оппозиция полностью подавлена, и поэтому власти видят в нас, в независимых журналистах, своих врагов!”, - возмущен Бобомурод Абдуллоев, шеф “Озод-Овоз”, организации, содействующей свободе слова. - Более того, власти не доверяют журналистам, которые работают на них. Проблема Узбекистана в том, что нет представителей среднего класса журналистики, но есть крайности - оппозиционные и провластные СМИ”.
| Политолог Дугин о войне политтехнологий |
“Чем муха и министр сходны между собой? Обоих можно убить газетой, - полушутя говорит Михаил Швыдкой, министр культуры РФ. - В России идет постоянная дискуссия о том, есть ли мера свободы, где эти рамки, и кто эти рамки задает. В Казахстане мы сталкиваемся с тем же самым. Общество внутри себя готово согласиться на цензуру”. Вместе с тем российский чиновник считает, что существование свободной прессы необходимо, поскольку “никто, кроме нее, все равно ничего расскажет. Свободная пресса бывает плохой и хорошей, а несвободная - всегда плохая”.
| Модератор Ричард Куэст (CNN) умело управлял эмоциями зала |
Что касается ситуации со свободой слова в нашей республике, то Сергей Терещенко, руководитель Ассамблеи народов Казахстана, апеллировал к цифрам: “У нас 80 процентов СМИ частные, цензура запрещена. Разве пресса у нас не демократична? Другое дело, какие мы есть, такие и есть, - издержки могут быть во всяком деле”. В унисон Терещенко говорит и Сайед Хасан Раза, советник посольства Пакистана в Казахстане: “Диалог - это когда люди с разным отношением к жизни говорят друг с другом. Но каждая страна имеет свой уровень развития”. Более категорична в этом отношении была Тамара Калеева, президент фонда защиты гласности “Адил соз”. “Со времени последнего медиа-форума у нас не осталось ни одного электронного СМИ оппозиционной ориентации. Из десятка оппозиционных газет остались только три, да и те повязаны судами”, - заявила она. По словам Эмери де Монтескью, французского сенатора, на ЕАМФ присутствовал некий парадокс: “Журналисты, которые высказывали свое мнение в зале, говорили, что в Казахстане нет никакой свободы, но в то же время они выражали свою точку зрения, говорили об этом”. По мнению сенатора, “наша страна в течение 10 лет независимости значительно окрепла и журналисты более агрессивно настроены против правительства в отличие Франции, где все процессы длятся годами”. | Чингиз Айтматов: “Cнова нужно к штыку приравнять перо” |
Взгляд из-за бугра Не секрет, что одна из задумок организаторов ЕАМФ заключалась в том, чтобы делегаты из других стран увезли с собой впечатления о нашей стране. Риз Хан, известный тележурналист, председатель II ЕАМФ, участвовал в медиа-форуме и в прошлом году. Он говорит, что “тогда многие американские знакомые не могли понять, зачем ехать в Казахстан, что там можно увидеть? Это объясняется тем, что население США сконцентрировано на своей стране и его мало интересует, что происходит вокруг них”. Об этом же говорит и корреспондент газеты “The Economist” Биргит Брауэр. И речь здесь идет также о Западе. “Если люди там и знают что-то о Казахстане, то это связано только с нефтью. В Германии знают по информации эмигрантов. Почти ничего не знают о политических процессах в вашей республике. Ситуация немного изменилась после 11 сентября: европейцы стали находить Центральную Азию и Казахстан на географической карте, это уже что-то значит”, - говорит журналист. Как сказал Риз Хан в отношении развития демократии и свободы слова в Казахстане, “люди, находящиеся во власти, видят перемены, происходящие в мире, и стараются идти в ногу со временем. По сути, нет государства, являющегося стопроцентно демократическим, каждая страна имеет проблемы, связанные с властью. В этом отношении Казахстан - молодое государство и делает позитивные шаги в этом направлении”.
| Сделай паузу - почитай “НП” |
Для журналистов из высокоразвитых стран, как, например, для представителей APTN, Казахстан и Центральная Азия по-прежнему остаются “темной лошадкой” в цивилизованном мире. По словам Найджела Парсонса, “форум имеет большое значение для нас, потому что это возможность увидеть, изучить взгляды представителей Центральной Азии, больше понять их менталитет и мышление”.
| На одном языке о разных религиях |
Три дня форума, проходившие в интерактивном режиме, охватили массу проблем. Участники и гости ЕАМФ покидали Алматы нехотя: долго прощались, дарили улыбки, подолгу разговаривали, обменивались визитками, чтобы по приезду домой продолжить дискуссию на темы медиа-форума. А организаторы ЕАМФ, после бешеного ритма работы, возьмут себе тайм-аут, чтобы взяться за подготовительный процесс III Евразийского медиа-форума, который пройдет ровно через год в Москве. Dалее
|