Женские руки на штурвале Галина Галкина Тоты Амирова - единственная в Казахстане женщина-пилот - Вы - единственная женщина-пилот в гражданской авиации Казахстана. Трудно избежать вопроса: ощущали ли вы повышенное внимание, особые требования или, наоборот, снисходительное отношение со стороны коллег-мужчин? - Никогда никаких поблажек, опеки или повышенной требовательности к себе не наблюдала ни во время учебы, ни во время работы. Много доводилось переучиваться, повышать квалификацию за границей: нигде нет предвзятого отношения к женщине. Хотя, естественно, всюду мужчины - они учат летать, принимают экзамены, аттестуют. Когда мы выполняем профессиональные обязанности, мы лишены пола.
| Досье “НП” Тоты Амирова - второй пилот “Боинга 737” “New generation”-700 и -800 компании “Эйр Астана”. Имя Тоты переводится с казахского языка как “жар-птица”. Закончила Рижский институт инженеров гражданской авиации, инженерно-экономический факультет по специальности “организация труда в гражданской авиации”. Позже - Академию гражданской авиации по специальности “пилот”. Работала в “Казахстан ауе жолы”, “Эйр Казахстане”, участвовала в организации компании “Евразия”. Летала на АН-2, ЯК-40, на “Боинг 737-200”. Авиацией “заболела” в 10 лет, когда дома в гостях был один из братьев-летчиков Коккинаки, Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны. Тоты Амирова решила тогда, что обязательно будет летать. В Рижский авиационный поступила вопреки воле родителей. |
- И никогда никаких мыслей об исключительности? - Я - не единственная. Есть женщины-пилоты в Пакистане, много в США - в гражданской и военной авиации. В Турции на тренажере встретила коллегу. Увидев девушку в джинсах, кроссовках, автоматически подумала: что она здесь делает? И ответила себе: то же, что и я - пришла на тренажер. Она будто по лицу прочла мои мысли и улыбнулась в ответ. Но это была мимолетная встреча, мы даже не пообщались. Много женщин-пилотов летает в “Люфтганзе”. Слышу часто их голоса в небе, в эфире. - Не повлияло мужское окружение на характер? - Все ищут во мне неженский характер. По психологическим тестам как-то определили, что я сангвиник. Не холерик, не флегматик, а именно сангвиник. Это не мешает работе, совместимости с коллегами. Возможно, определенный отпечаток есть, так как все мужчины, с которыми я работаю, очень сильные личности, я имею в виду истинную силу, а не “понты”. Все они - летчики, профессионалы, люди, которые отвечают за свои действия. - И ни минуты слабости? - Сильный человек не боится быть слабым, нежным. Все трудности преодолимы, если трудиться. Человек - такое существо, которое ко всему привыкает, всему учится, все превозмогает. Конечно, приходится испытывать определенное напряжение, когда по несколько месяцев живешь за границей, где мы часто переучиваемся. Много часов работаем на тренажере - с аварийными посадками, ночными полетами, с неисправностями. - Тоты, есть какой-то особо памятный день, который вспоминается? - В свой день рождения я впервые села на “Боинг 737-800”. Тренировал нас необычный человек: турецкий летчик, который первым взлетел на военном самолете, знаменитом Ф-16. Он произвел на меня сильное впечатление: заходит мужчина - красивый, голубоглазый, примерно 50 лет с огромными руками. Вдруг мелькнула мысль: если эта рука сейчас случайно опустится на мою шею, мне - конец. Под его руководством мы полетели. В этот день два экипажа совершили 24 взлета и посадки безостановочно за два с лишним часа. Визуальные полеты над морем. Разбегаешься, делаешь большой круг на высоте 1500 метров, снова садишься, и так 24 раза. Тренировочные полеты на реальном самолете, но без пассажиров. Усталости не было, охватил азарт, желание почувствовать самолет. Возникло удовольствие от полетов. Наш командир, улыбаясь, спрашивает меня: “Ну что, будем праздновать твой день рождения?” А для меня возможность лететь на “Боинге 737-800” и была подарком ко дню рождения. Это новейшее судно с высокотехнологичной авионикой. Таких нет в СНГ, не каждая страна может позволить себе эксплуатировать такой самолет. Казахстанцы могут гордиться, что они у нас есть. - Правда ли, что этот самолет подарил компании президент нашей страны? - Не подарил, конечно, но не без вмешательства президента мы смогли получить подобные воздушные лайнеры. Это произошло на традиционной встрече Нурсултана Абишевича с казахстанцами в 2001 году. Тогда я работала в “Эйр Казахстане”, стало известно, что мне предстоит участвовать во встрече. Я дерзнула просить президента о “Боинге 737-800”. Он выслушал, ничего не обещал, но не прошло и года, как самолеты появились в Казахстане. Мы поехали переучиваться за границу: часть ребят в США, часть - в Турцию, среди них была и я. В мае будет год, как мы летаем на этих замечательных самолетах в Дубаи, в Пекин, Москву, Астану, Актобе, Актау.... - Чем вы наиболее удовлетворены в своей деятельности? - Думаю, то, чего я добилась на сегодня, - не есть мой потолок. Еще многого я хотела бы добиться. Жизнь - это движение по ступенькам. Надо много работать над собой, становиться лучше в профессиональном плане. Пилот - это непрестанная работа над собой. Необходимо в совершенстве владеть английским языком: технической терминологией, разговорным. Необходимо развиваться. Каждый полет - это огромная ответственность, предельная концентрация внимания. Но я люблю свою работу. 15 лет в авиации. Могу быть техником, экономистом, инженером. Но есть и мечты - это заниматься метафизикой. Может быть, когда-то будет у меня научная лаборатория. - Никогда не испытывали сожаления о выбранной профессии? - Пока такого не было. С настроением иду на работу, с работы. И мои коллеги так же относятся к своей работе. К тому же у нас нет случайных людей. Если говорить о летчиках, то они мечтали об этом, стремились овладеть профессией, преодолели много для достижения цели. - Были когда-нибудь нештатные ситуации? - На этих самолетах - нет, но каждый полет складывается по-особенному. Надо всегда быть сосредоточенным, все зависит от скорости соображения пилотов. Самолеты сверху, снизу, летят на бешеной скорости - 700-800 км в час. это 100 метров в секунду... Если на земле нельзя превышать скорость, то в воздухе ни в коем случае нельзя терять скорость. - И нет тормозного пути... - Эмоции в нашей работе не нужны и даже вредны. Нужно думать только о полете. Пилот должен стать частью машины. Поэтому на тренажерах отрабатываются все нештатные ситуации, чтобы в реальном полете пилот был готов ко всему. - Вы бываете в разных странах, возникало ли желание коллекционировать что-либо? - Однажды я решила - никаких подобных увлечений. Когда-то собирала собственные пассажирские билеты. Но вдруг осознала, что ни к чему нельзя привязываться. Ни к вещам, ни к привычкам. - А привязанность к людям? - Каждому дана своя собственная жизнь, которую каждый проходит сам. Человек один рождается в этой жизни и умирает один. Мы все гости друг другу в этом мире. - Это звучит безысходно. - Может быть, я еще многого не знаю. Возможно, через год я буду думать иначе. Живу только сегодняшним днем. О будущем не думаю, о прошлом не сожалею. Конечно, планы нужно строить, но при этом видеть, что мир меняется. Каждый день мы принимаем решения, совершаем действия. В авиации это происходит вдвое быстрее, чем на земле. К тому же, авиация - специализированная область, в которой нужны точные знания, а не вокруг да около: “дважды два - около пяти”. - Существует для женщины в авиации потолок? - Человек сам поднимает свой потолок, повышая знания, приобретая опыт. Если не летать, можно заниматься чем-то иным в авиации. - Бизнесом? - Меня не прельщает постоянно бегать за деньгами, так и жизнь может пройти мимо, мы так рискуем никогда не найти своего предназначения на земле. Предпочитаю получать удовольствие от работы, которая к тому же дает мне возможность быть вполне независимой. Когда мне не хватало денег для переучивания, не задумываясь, продала машину. Но проводить дни в погоне за деньгами... Моя бабушка говорила: “Человеческие глаза ненасытны, они насытятся только горстью земли”. - Вы довольны профессией, работой. Но что-то, возможно, тревожит второго пилота “Боинга 737-800”? - До полной безмятежности далеко. Мне небезразлична судьба авиации Казахстана. Неправильно, когда в этой сложной отрасли работают люди, далекие от авиации, не имеющие базового образования. Они наломают дров и уходят, а мы “расхлебываем” годами. Когда начинают сокращать работников, то принимаются прежде всего за дорогостоящий состав - инженеров, техников, летный состав. Обучение таких специалистов дорого стоит, но именно их увольняют, оставляя клерков, экономистов, бухгалтеров. Авиакомпания становится похожей на финансовое учреждение. Нужно сохранять специалистов, обеспечивать их работой. Иначе кто будет развивать отечественную авиацию? Существует заблуждение, что основное в авиации - это прибыль. Можно на одном маленьком самолете слетать один рейс, получить прибыль, и сказать, что успех достигнут. Однако основной целью авиационной компании во всем мире признается не столько прибыль, сколько выполнение основных показателей. Один из основных показателей - средний возраст воздушных судов и оборудования, которое установлено на них, высокотехнологичное, надежное. Другие показатели - так называемый доход на пассажирокилометры. Это и определяет, насколько крупна и серьезна авиакомпания. Не буду перечислять все показатели... Один рейс стоит несколько десятков тысяч долларов. И если месяц полетать с убытками, то их не покроешь за годы. Это выполненная услуга, а не товар на складе. Во всех странах мира стремятся укрупнить свои авиакомпании. Мелкие компании неустойчивы к внешним факторам, поэтому и погибают. Не замечать этого - значит сознательно уходить от проблем. Государство поддерживает большую авиакомпанию потому, что она является крупным налогоплательщиком. Такая компания предоставляет много рабочих мест людям, поддерживает экономику страны. И экономит время. Известно, что время деловых людей стоит дорого. Раньше считалось, что развитие авиации зависит от концентрации населения в городах, от конкуренции с другими видами транспорта. Но на примере Объединенных Арабских Эмиратов можно видеть, что при небольшом количестве населения и с бурным развитием экономики авиация пошла в гору. Каждые полминуты в аэропортах этой страны взлетают и садятся самолеты. - Вы сказали о себе, что вас невозможно обидеть, задеть или чем-то вывести из себя. Сообщения о начале войны “пробили” броню невозмутимости? - Как и все, испытала сожаление. Бесконтактной войны будущего, которую пророчили военные, не получится. Это мы уже наблюдаем в Ираке. Раньше авиация была полувоенной организацией. В случае чрезвычайной ситуации или военных действий, мы сразу переходили в подчинение определенных структур. Может быть, в свете иракских событий появятся документы на этот счет. Конечно же, наши самолеты - гражданские, но есть некая двойственность нашего положения. Компания “Эйр Астана” создана совместно с британцами. А Британия - страна, которая ввязывается в военные действия... - Кто ждет на земле, когда вы в полетах? - Мама, дочка. Ей десять лет. Обе они привыкли к моей полетной жизни. - Дочь не собирается идти по стопам мамы? - Я бы этого не хотела. По-матерински жалко ребенка. Огромная ответственность, большие усилия. Для девочки нужны иные занятия. Пока она не рвется в авиацию.
|