4 апреля 2003
№ 13 (253)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Экономика 

Альянс Банк: союз нерушимый банкиров казахстанских

Год назад на финансовом небосклоне Казахстана зажглась звезда Альянс Банка, хотя свои истоки он берет еще в 1993 году. Сменив свое имя с ИртышБизнесБанка на Альянс Банк и переехав на пмж в южную столицу, он не только обновил команду, но и полностью поменял свой имидж. Стремительность, с которой Альянс Банк укрепляет свои позиции, уже обратила на себя внимание мэтров отечественного банковского бизнеса. За это время отношение многих к банку изменилось от полного игнорирования и отрицания его успехов и перспектив на казахстанском рынке банковских услуг до недоумения и интереса: как же банкирам Альянс Банка удается не только сохранять динамику роста, но и постоянно удивлять всех новыми победами. Теперь многие стараются чему-то поучиться у этого молодого “нахала”, перенять его оригинальные методы ведения бизнеса, постараться скопировать маркетинговые ходы, нежели отмахиваться от его настырности.
В чем же секрет успеха Альянс Банка? В агрессивности в хорошем смысле этого слова? А может быть, в эффективном использовании ресурсов, как материальных, так и людских? Или в особых управленческих находках? Корреспондент “НП” Светлана Грибанова отправилась в головной офис Альянс Банка, чтобы на месте разобраться с этим феноменом. Надеемся, наши читатели сумеют сами сделать выводы, познакомившись с сотрудниками и клиентами банка

Сержан Егизбаев, управляющий директор, директор департамента развития бизнеса:
“Бизнес можно вести на счетах, только это неэффективно”

Никогда не думал, что станет банковским работником, потому что мечтал... о небе. После школы поступил в Харьковское высшее военно-авиационное училище. Осуществлению мечты помешал развал Союза. В результате окончил Казахский национальный технический университет по специальности “автоматика и телемеханика”. Свои знания стал успешно претворять в банковской сфере. И претворяет вот уже 11 лет. Из них порядка 9 лет отдал Казкоммерцбанку, пройдя путь от инженера-программиста до заместителя директора департамента - начальника управления развития информационных систем. Романтик в душе, и это очень помогает ему в работе, потому что в своих руках Сержан держит будущее бизнеса Альянс Банка: в компетенцию департамента, которым он управляет, входит развитие бизнеса по всем направлениям, повышение его эффективности через разнообразные технологии, в том числе информационные, внедрение новых продуктов и новых типов бизнеса.

- Год существования на финансовом рынке для банка - срок очень небольшой. Но по отношению к Альянс Банку время - понятие относительное. Если измерять этот срок нашими успехами, то за год мы прошли путь, на который многие потратили десятилетие. Думаю, определенный вклад в это внес и департамент развития бизнеса.
Стратегия Альянс Банка строится на управлении взаимоотношениями с клиентами. Это известная в мировом банковском бизнесе концепция CRM (авт.: управление отношений с клиентами, по первым буквам английских слов), при которой не только корпоративные, но и любые клиенты получают от банка персонифицированные услуги и поддержку на всех этапах развития бизнеса. Это некое равноправное партнерство. Начиная с кредитования начального бизнеса, банк должен предугадать дальнейшее его развитие и предложить новые продукты. То есть банк максимально ориентирован на клиента.
Концепция CRM для Альянс Банка включает в себя 12 фаз формирования банка будущего. Буквально на прошлой неделе мы сделали первый шаг на этом длинном пути: завершили крупный проект по централизации бизнеса в режиме on-line. Стандартная банковская модель строится на децентрализованном ведении бизнеса. Это предполагает параллельное существование головного офиса и филиалов, каждый из которых имеет отдельную систему со своими счетами, своими клиентами, и эти системы определенным образом взаимодействуют. При таком подходе запуск новых продуктов и процесс их тиражирования занимает достаточно много времени. К тому же опыт показывает, что учетная, депозитная, валютная политики банка в филиалах зачастую интерпретируются несколько по-своему. Мы ушли от этой модели. Теперь все наши филиалы работают с центральной базой.


О банке:
- Команда, которую собрал Жомарт Ертаев, сильна тем, что все ее участники - единомышленники. Мы достаточно молоды и по-хорошему агрессивны. А то, что мы живем одним делом - поднять наш банк, это просто супер!

Кайрат Бекетов, управляющий директор по правовым вопросам:
“Мы должны быть предельно объективны и руководствоваться только буквой закона”

Профессиональный юрист. Окончил юридический факультет КазНУ им. Аль-Фараби в 1996 году. Степень магистра права получил в 1998 году. Связал свою судьбу с банковским бизнесом сразу после окончания университета. Два года работал в Ассоциации банков Казахстана, а в 1998 году перешел в Казахстанский Интернациональный Банк. Проходил стажировку в Британской Ассоциации Финансистов. Сейчас возглавляет юридическую службу Альянс Банка и одновременно является заместителем директора юридической компании Steiner und Singermann.

- В любой иерархической системе, где существует вертикаль управления, всегда сохраняется опасность административного давления. И для такого специфического рода услуг, каким является правовая поддержка банковской деятельности, где все должно быть предельно объективно, давление со стороны может иметь губительные последствия. Поэтому всеми правовыми вопросами банка занимается юридическая компания Steiner und Singermann в качестве аутсорсинговой структуры.
Сейчас мы не только разрабатываем все внутренние банковские документы -любой договор, любая сделка, каждый проект с точки зрения устранения правовых рисков оцениваются юристами. Причем не только в головном офисе, но и во всех филиалах.
Если при проведении первоначальных экспертиз были допущены какие-то ошибки, то все риски ложатся не на банк, а на саму юридическую компанию. В то же время если компания берет на себя риски, она же выдвигает и определенные требования к банку.
Выделение юридической службы в отдельную структуру высоко оценили и внешние аудиторы. Были у нас представители и Европейского банка реконструкции и развития, и Азиатского банка. И те, и другие приветствовали создание независимой юридической службы.
Когда речь идет о банке, на первый план выходят сроки принятия решения. Клиенту, который делает заявку на получение кредита, очень важно, чтобы это дело не затягивалось. Мы пошли по пути рационализации и до предела сократили сроки. Проект принимается кредитным менеджером и одновременно рассылается в юридический департамент, службу оценки и т.д. В результате максимальный срок принятия решения сократился до 7 дней, на практике - не более 3-4 дней. За это время мы проводим полный анализ всех представленных документов.

О банке:
- У нас работают молодые ребята, но каждый из нас пришел со своим немалым опытом работы в финансовых структурах, со своей идеей, и каждый заряжен на успех. Все, чего мы добились, произошло благодаря слаженной работе, без взаимных претензий и мешающих делу амбиций.

Курмангазы Икласбеков, управляющий директор по международным отношениям и заимствованиям:
“Для успешной работы Банку обязательно нужен взгляд со стороны”

Окончил Казахскую академию управления по специальности “финансовый кредит, банковское дело”. Сейчас осваивает юриспруденцию в КазГЮА. Успел поработать во многих структурах, даже в Министерстве финансов, где занимался выпуском облигаций и получением суверенного рейтинга. Затем - в ведущей инвестиционной компании “Казкоммерц Секьюритиз”, год - в немецком страховом холдинге Allianz AG и еще год - заместителем финансового управления акимата Атырауской области. В общем, изучил изнутри весь спектр финансового рынка Казахстана.
В Альянс Банк пришел в мае прошлого года. В компетенцию входит работа с международными финансовыми институтами и внутренними институциональными инвесторами, а также работа по привлечению заемных средств как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

- Прошедший год оказался достаточно сложным для Альянс Банка. Это было связано со сменой имиджа: перед нами стояла задача превратить его из регионального банка в банк общереспубликанского масштаба. Понятно, что это не могло произойти по мановению волшебной палочки. Точно так же как для Казахстана на заре своей независимости очень важным было получить признание на международной арене, для Альянс Банка необходимо было получить признание и поддержку международных финансовых институтов. В целом это активизация отношений с международными финансовыми институтами, а также поиск среди них стратегического партнера. В настоящее время ведется активная работа с ЕБРР по включению Альянс Банка в его различные программы, а также с рядом коммерческих зарубежных банков по привлечению заемных средств на международных рынках капитала, программам торгового финансирования и внедрению инновационных банковских продуктов.
Наш банк уделяет большое внимание достижению транспарентности, в частности банк включил свои ценные бумаги в категорию “А” Казахстанской фондовой биржи и планирует получить международный кредитный рейтинг.
В целом мы также уделяем важное внимание капитализации банка, удлинению пассивов банка и в данном случае следует упомянуть о дебютном выпуске субординированных облигаций и полностью размещенной дополнительной эмиссии акций на сумму 820 млн. тенге с привлечением в качестве акционеров финансово-устойчивых промышленных компаний. Также нами был привлечен первый синдицированный заем на 6 миллионов долларов. Сумма, конечно, небольшая, но с учетом того, что наш банк в качестве республиканского существует всего год, и это первый заем, я думаю, это неплохо. Причем привлекли мы заем от российских банков и тем самым создали прецедент. Есть планы по повышению капитализации банка за счет дополнительной эмиссии простых акций еще на 2 миллиарда тенге. В таком случае с учетом уже размещенных облигаций Альянс Банк по уровню капитализации точно окажется в десятке, если не на 7-8-м месте, среди казахстанских банков. Впрочем, для нас это не главное. Мы хотим, чтобы банк был устойчивым.

О банке:
- Банк живой, динамичный, мне здесь очень интересно работать. Я лично ценю дух корпоративности, царящий в нашем банке. Многие топ-менеджеры до прихода в Альянс Банк работали в ведущих казахстанских банках. Зачастую на вторых ролях, и, будучи “серыми кардиналами”, тащили на себе огромную работу и большой груз ответственности. Достигнув своего потолка и не сумев реализовать свои сокровенные замыслы и смелые идеи, они пришли в нашу команду. Альянс Банк стал для них полигоном новых идей - местом, где инновации являются смыслом жизни.

Бейбут Олжабаев, управляющий директор, директор департамента казначейства:
“Ничего нового в казначействе пока не придумано”

Образование, по собственному определению, не очень банковское: математик, кандидат физико-математических наук. Учился и защищался в Москве, кстати, там же и работал в течение 10 лет. Банковский стаж - тоже 10 лет. Вся деятельность связана с Банком “ЦентрКредит”, за что очень благодарен этому банку. Упомянем также курсы в университете штата Кентукки, стажировки в различных европейских банках, в том числе в банке Ирландии, и месяц практики в американских банках. Безупречно владеет английским. В Альянс Банке работает год с небольшим. Руководит казначейством, то есть департаментом, который призван управлять денежными потоками банка, поддерживать ликвидность, разрабатывать пруденциальные нормативы.

- Мы занимаемся операциями на валютном и межбанковском рынках, а это классические казначейские функции. Кроме того, казначейство вовлечено в платежи, в наш департамент входит и подразделение, которое занимается валютными и тенговыми переводами.
Надо сказать, что за прошедший год и у нас произошли отрадные изменения. Мы получили лицензию брокера-дилера с правом номинального держателя. Теперь банк может активно проводить операции с ценными бумагами и быть независимым от других.
Альянс Банк получил самостоятельное место на бирже, что накладывает на нас определенные обязательства. У нас большой объем ценных бумаг с точки зрения поддержания ликвидности - порядка 5 миллиардов тенге. С таким портфелем нам хотелось бы быть более мобильными и самостоятельными. Почему мы уходим в ценные бумаги, особенно государственные? Потому что это всегда доходные ликвидные инструменты. Кстати, и наши филиалы активно привлекают и размещают ресурсы. Мы очень хорошо работаем и по валютному дилингу. Благодаря активности своих дилеров Альянс Банк по объему операций на бирже всегда занимает 2-3-е место по Казахстану.

О банке:
- Я высоко оцениваю то доверие, с которым в Альянс Банке относятся к каждому работнику. Ведь чем больше человеку доверяют, тем требовательнее он к себе. Каждый из нас уверен: в этом банке что-то зависит и от меня лично, и не боится принимать решения. Здесь нет места рутине, консерватизму. Банк молод и энергичен.

Мурат Ишмухамедов, управляющий директор, директор департамента розничного бизнеса:
“Этот год мы объявили годом розницы”

В 1993 году окончил Казахскую академию управления, хотя банковское дело на практике начал осваивать, будучи еще студентом - в Алем Банке. Затем перешел в ABN AMRO Банк, после этого успел поработать и в Народном банке. Владеет английским языком: два года учился на курсах при инязе.

- Этот год мы объявили годом розницы. С одной стороны, в корпоративном секторе все клиенты четко поделены между банками и конкурировать здесь очень сложно. С другой стороны, любой банковский работник знает, что при обслуживании крупных клиентов риски неизмеримо возрастают. Выдал кредит на миллион долларов, вот тебе и риск - миллион. Не отказываясь от корпоративного бизнеса, мы все же сделали упор на развитии розничного бизнеса. Это практика, принятая в западных банках по умолчанию. В их состав обычно входят три разных банка, имеющих различные функциональные задачи, - корпоративный, розничный и инвестиционный. Три самостоятельных направления, которые работают под одним брендом. Такое разделение дает возможность банку двигаться целенаправленно и более эффективно, так как применение ресурсов и усилий в более узком функциональном русле дает больший результат.
Сейчас казахстанские банки тоже стали делать большой акцент на развитии розничного бизнеса, но в отличие от них в Альянс Банке розничный бизнес выделен и организационно, и функционально в совершенно отдельную структуру. Недавно мы открыли в Алматы новый центр по обслуживанию населения “Алма-Ата”. Он расположен в старой части города на углу проспекта Жибек жолы и ул. Пушкина и предназначен для обслуживания исключительно физических лиц.
В настоящее время мы совместно с Казахстанской ипотечной компанией активно развиваем ипотечное кредитование. Будем вводить и другие виды кредитов, в том числе потребительские: на покупку автомобиля, туристические поездки, учебу, ремонт квартир и т.д. Мы стали первым в Казахстане банком, который ввел новую услугу - экспресс-кредитование. Сейчас остальные банки идут за нами по пятам, но нам пока довольно успешно удается оставаться лидером в этом направлении. В планах - работа с состоятельными физическими лицами, которые имеют достаточно средств, чтобы совершать финансовые операции через наш банк. Покупка и продажа ценных бумаг - довольно прибыльный бизнес.

О банке:
Команда подобралась отличная. Все ребята проактивны, креативны, да и мыслят продуктивно. В нашем банке созданы все условия для творчества. У каждого есть свой “карт-бланш” на реализацию новых идей.

Даурен Керейбаев, управляющий директор, директор департамента экономического развития:
“Не оглянувшись назад, нельзя идти вперед”

Окончил Новосибирский госуниверситет в 1992 году по специальности “механика и прикладная математика” со специализацией “вычислительные системы”. Никогда не думал, что в будущем его ждет карьера банковского служащего. Тем не менее, несмотря на молодость, является старейшим работником Альянс Банка. Начав с работы программистом, сегодня держит в своих руках весь бюджет банка. Департамент, которым он руководит, включает в себя несколько управлений, в том числе управление планирования бюджета.

- Мы формируем бюджет банка на следующий год и на ближайшие несколько лет. В нашем департаменте сконцентрирована работа по прогнозированию развития банка. Мы пытаемся заглянуть немножко вперед и перевести планы и прожекты правления банка на сухой язык цифр. От качественного планирования зависит деятельность банка в целом.
В качестве приоритета развития Альянс Банка выбрана стратегия активного роста. На 2002 год мы заложили очень оптимистичный рост активов и, тем не менее, перевыполнили финансовый план с большим запасом. Активы выросли в 3,5 раза и превысили 22 млрд тенге, хотя по прогнозам на 2002 год рост активов не должен был превысить 15,5 млрд.
Несколько слов хочу сказать об управлении логистики и качества. В широком смысле слово “логистика” означает оптимальное движение любых процессов. Мы пытаемся построить наши бизнес-процессы таким образом, чтобы все было прозрачно и четко описано. Управление логистики банка и занимается описанием всех этих процессов, положений, организационной структуры. Когда приходит новый сотрудник, ему достаточно прочитать должностную инструкцию, чтобы четко понимать круг своих обязанностей и не обращаться по каждому поводу к руководству. В результате, повышается качество и скорость обслуживания.
Мы стремимся получить сертификат соответствия нашей системы управления стандартам качества ISO 9000. А они (стандарты) как раз и подразумевают такую степень управления, при которой всем все понятно и сотрудник четко знает свои обязанности. Каждый участник компании должен понимать цели всей компании и четко представлять, что делает лично он на своем месте. Это одно из условий стандартов, и этого мы хотим достичь.

О банке:
- Я благодарен судьбе, что попал в эту команду. Мы много спорим о развитии банка, обсуждаем какие-то проблемы, но это нормальные рабочие моменты, и они приводят к конкретному результату. Как говорится, один ум хорошо, а два лучше. Когда споришь с профессионалом - взаимно обогащаешься.

Кайрат Матенов, генеральный директор компании “SCT Казахстан”:

- Взаимодействуем с Альянс Банком уже 4 года. Начинали сотрудничать еще с алматинским отделением ИртышБизнесБанка. Кстати, перешли мы к ним из филиала другого банка. Конечно, в Алматы у банков идет жесткая борьба за клиентов, но мы выбрали Альянс Банк и ни разу об этом не пожалели. В чем плюсы этого банка по сравнению с другими? Здесь можно назвать чисто внешние достоинства: между клиентами и работниками нет барьеров в виде вооруженной до зубов охраны, пропускной системы и других традиционных препятствий. Но главное, разумеется, даже не это. Коллектив работает дружно, быстро решает задачи. В Альянс Банке всегда идут навстречу клиенту, доверяют ему. С деловой точки зрения мы высоко оцениваем удобные кредитные линии, предоставляемые банком свои клиентам. Конечно, мы являемся торговой организацией и в длинных кредитах особо не нуждаемся, но, думаю, у них любые кредиты получить легче, чем в других банках. И еще одно важное обстоятельство: здесь всегда можно получить консультацию профессиональных финансистов.

Юрий Егуткин, председатель совета директоров ОАО “Алматинский дрожжевой завод”:

- До сих пор помню, как началось наше сотрудничество с банком. Открывается дверь, заходит молодой человек и предлагает перейти на обслуживание в представляемый им банк. А нужно сказать, что наше предприятие даже в смутное время - начало 90-х - работало стабильно, поэтому любым банком рассматривалось как надежный клиент. Нас звали и другие, может быть, даже более крупные и титулованные банки. Но представитель Альянс Банка смог меня убедить, причем не льготами и не особыми условиями. Он просто предложил строить наше сотрудничество на доверительных отношениях.
Эта политика - доверие между банком и клиентом - до сих пор является, на мой взгляд, их главным достижением. Для нас это имеет огромное значение. У нас специфическое производство. Чтобы закупить сырье на весь год, нам нужна сразу крупная сумма денег. Раньше, прежде чем дать нам кредит, другой банк описывал весь завод до, извините, туалетов. После года обслуживания в Альянс Банке мы стали получать у них беззалоговые кредиты на любую сумму. По-моему, в этом проявляется современное мышление.
Много хороших слов можно сказать и в адрес сотрудников банка. Ни одного грубого слова от них никогда не услышишь, всегда приветливы, не откажут в профессиональной консультации. Нет в других банках такой теплой атмосферы! В общем, два этих обстоятельства - доверительное отношение к клиентам и хорошие условия кредитования - определили наш выбор, и мы о нем не жалеем.

Евгений Павлович Савенков, пенсионер, участник Великой Отечественной войны, вкладчик банка с 1998 года:

-Я пришел в этот банк, когда он еще был под другим именем. Нужно сказать, что до того, как стать вкладчиком Альянс Банка, я вносил деньги только в один банк - Сбербанк СССР. Как-то услышал объявление, что отделение Альянс Банка (а тогда ИртышБизнесБанка) принимает депозиты от населения. Думаю, дай, схожу, посмотрю. И мне здесь понравилось. Все были очень вежливы, внимательны, никаких очередей... Сам Жомарт Ертаев, нынешний глава Альянс Банка, тогда со мной поговорил. Ну, я и остался в этом банке. Сейчас меня здесь все знают, даже приглашают участвовать в различных мероприятиях. Прислушиваются к моим советам. Как-то я предложил вместо вещевых призов разыгрывать денежные. И вот недавно алматинский филиал банка провел розыгрыш 56-ти денежных призов на сумму 800 тысяч тенге.

Петр Андреевич Дранишников, пенсионер, ветеран труда, вкладчик Альянс Банка:

- Рассказ о том, как я стал вкладчиком Альянс Банка, придется начать издалека. Прожив 50 лет в Алматы, я с семьей переехал в Калининград. Обстоятельства сложились так, что я вынужден был уехать из этого города. Деньги, полученные за квартиру, перевел в московский банк. Позже я решил все же вернуться в Алматы. Встал вопрос, как перевести деньги в казахстанский банк. В общем, обошел я чуть ли не все алматинские банки. И всюду встретил казенщину и полное равнодушие к своим проблемам. Как-то случайно оказался возле Альянс Банка. Как театр начинается с вешалки, так банк начинается с парадного входа. Прямо-таки медицинская чистота, царящая в здании и вокруг него, поразила меня. А тут еще Ажар Обаева, к которой я подошел, меня покорила внимательным отношением к моей проблеме. В общем, благодаря нашим совместным усилиям и настойчивости Ажар, мой вклад перевели. После этого вопрос о том, услугами какого банка пользоваться, уже не стоял. Мне здесь все нравится: внимание, доброжелательность, причем не показушные, готовность помочь - это все очень приятно. А благодаря процентам с депозита “Пенсионный” мне удается свести концы с концами.

Анатолий Попелюшко, президент ОАО “Рахат”:
“Растет наш бизнес - растет банк”

По его собственным словам, всю жизнь связан с пищевой промышленностью Казахстана. Окончил школу рабочей молодежи, одновременно работал сварщиком. Затем поступил в Московский технологический институт, по окончании которого работал на казахстанских сахарных заводах. На Алматинскую кондитерскую фабрику пришел в 1984 году сначала главным инженером, позже был назначен директором. Бессменно руководит фабрикой почти двадцать лет. Кандидат технических наук. Член совета предпринимателей при президенте РК.
Именно при Анатолии Попелюшко ОАО “Рахат” стало “сладким” лицом Казахстана. Одно из наиболее стабильно работающих предприятий страны. Вместе со всеми вспомогательными службами фабрика обеспечивает работой 15 тысяч человек. В 2002 году фабрика впервые вышла на “довоенный уровень”, выпустив такое же количество продукции, как в 1989 году, - 32 тысячи тонн. В прошлом году предприятие перечислило в бюджет 1 миллиард 100 миллионов тенге. ОАО “Рахат” получило звание “Лучший налогоплательщик 2001 года”.

- Компания “Рахат” сегодня на виду, и иметь с нами дело, я думаю, престижно. Я говорю не только о банках. А с Альянс Банком мы начали сотрудничать еще несколько лет назад, сначала в качестве клиентов, и чуть меньше года мы являемся акционерами банка. Что мне сразу понравилось в этих ребятах, понимаете, они не ждут, когда к ним придет клиент, они сами ищут его. С Жомартом Ертаевым, возглавлявшим в то время алматинское отделение банка, я познакомился в собственном кабинете. Тогда он пригласил нас стать клиентами банка. Он не уговаривал меня - молодость команды, мобильность, быстрота принятия решений убедили меня остаться в этом банке. И с тех пор мы крепко связаны: растет наш бизнес - растет банк.
Конечно, в любом банке есть определенные риски, но они оправданны собственным капиталом банка. Как член совета директоров я знаю, что все это находится под строгим контролем.

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп