Золотые пески И$$ык-Куля На прошлой неделе на Иссык-Куле прошла шестая туристическая ярмарка “Иссык-Куль - 2004”. В работе ярмарки приняли участие более 400 организаций из Казахстана, Кыргызстана, России, Турции и других стран, работающих в сфере туризма. Они заключали между собой договоры на предстоящий летний сезон Как заявил на открытии выставки премьер-министр Кыргызстана Николай Танаев, в этом году в сферу туризма планируется привлечь более 65 миллионов долларов инвестиций. Для сравнения: в прошлом году объем иностранных вложений составил около 15 миллионов, в 2002 - чуть больше 14 миллионов. Планы у наших соседей на национальную жемчужину грандиозные. А цены на отдых заоблачные. На те же самые деньги можно отлично отдохнуть на турецких курортах. Отчасти в высоких ценах виноваты сами казахстанцы. Мы сами разбаловали киргизов. Как правило, наши сограждане приезжают на курорт с большими (по киргизским меркам) деньгами и заявляют: “Цены нас не интересуют. Деньги есть!”. Отсюда и нереальная стоимость номеров - до 1000 долларов. По данным властей области, около 70 процентов отдыхающих на Иссык-Куле - казахстанцы. 10 процентов туристов - россияне и жители дальнего зарубежья. Остальные - представители местного населения.
|
Возникает вполне резонный вопрос: за что мы платим такие деньги? За бездорожье и с казахстанской, и с киргизской стороны? За низкий уровень обслуживания? За номера с евроремонтом, который при всем желании не стоит требуемых денег? На киргизском бездорожье практически через каждые 1,5-2 километра “любят” располагаться работники правоохранительных органов. Неважно, нарушили ли вы правила дорожного движения, не пристегнули ремень безопасности или напротив, соблюдая все дорожные законы, пытались проползти мимо красных жезлов на черепашьей скорости. Вас все равно остановят и попросят денег. Ну хоть сколько-нибудь, но не менее 30 сомов (120 тенге). Автобус, в котором ехали журналисты, не спасла даже табличка “Пресса”. Трижды с нашего водителя взяли “штраф”. Разумеется, квитанций никто давать не собирался. Теперь о скверном обслуживании. Чашку чая и чашку кофе, учитывая то, что в баре находилось всего два человека, нам несли 15 минут, еще столько же официант бегал за молоком (видимо, собственноручно доил корову). В течение такого же времени нас обслуживали в столовой, причем меню в точке общепита не было - всех гостей ярмарки кормили одинаково. После нашего возмущения, почему к нам долго не подходят, завзалом ответила: “У нас обслуживание в течение часа”. Когда же завтрак был донесен до нашего столика, официантка бесцеремонно сгребла с соседнего столика мусор и скинула его в стоящую рядом с нами пустую тарелку.
|
Киргизские власти открыто говорят о плохой работе обслуживающего персонала, однако мер никаких не предпринимают. В интервью местной газете “Недвижимость” начальник отдела туризма Акбар Джигитов заявил: - 90 процентов иссык-кульских пансионатов сезонные, работающие только два месяца в году. Естественно, что у руководства пансионатов просто нет возможности обучать персонал или держать постоянный штат, поэтому набирают случайных людей. Однако существует набор стандартных услуг. Это размещение, питание, экскурсии, водные аттракционы. В каждом пансионате есть охраняемые стоянки. Сейчас на побережье Иссык-Куля действует около десяти пятизвездочных отелей. В их сервис входит хорошее питание, горячее водоснабжение, близость к пляжу, номера класса “люкс”. Номера, предназначавшиеся для журналистов, “полулюксы” в сезон стоят 70 долларов с человека. Евроремонт, грязная горячая и холодная вода (этот факт был объяснен администрацией недавней заменой труб), великолепная слышимость того, что делается в соседних номерах. Двери, правда, закрывались на ключ, а не на крючок или засов (бывает и такое). До пляжа идти целый километр. Существуют номера еще дешевле и хуже. В них отсутствуют душ и туалет, зато есть кровати с панцирной сеткой и бельем цвета рухнувшей надежды. Видимо, для тех, кто решил вспомнить далекую комсомольскую молодость. С песнями под гитару у костра и бессонными ночами. Отдых на Иссык-Куле сейчас можно назвать полуэкстремальным. Но местные власти все же надеются сделать из озера вторые Канары. Добиваться этого они намерены путем экономического эффекта от въезда туристов и расширения для них диапазона предлагаемых услуг.
Галина Наумова, Павел Михеев (фото) Иссык-Куль - Алматы
|